Я много и подробно разбирал всё то, что произошло и происходит в части вопросов морали и нравственности вокруг нас и среди нас. Тому посвящён аж целый отдельный
тэг, который, помимо сопутствующих тематике постов содержит десять чисто тематических поэтапных попыток разбора. Да, я считал и считаю верной свою точку зрения на вопрос. Да, я не знаю пока, может ли он быть решён, как и чьими силами. Но, это не мешает мне искать и анализировать альтернативные взгляды, сколь бы сильно они не совпадали с моими и насколько страшнее и безвыходнее не выглядели бы.
Случайно наткнулся на коммент, который представляет ситуацию с другого угла. Хочу поделиться и оставить тут, чтоб был под рукой.
Карасятник.
***
у нас на глазах происходит выход российского режима на новый уровень создания "виртуальной реальности". Мы наблюдаем, как включается принципиально новая схема манипулирования общественным созданием. Данный фильм - это своего рода "декларация на практике" попытки создать общество абсолютно а-моральное.
Я сознательно пишу это слово через дефис, поскольку речь идет не об аморальности как презрении общепринятых норм нравственности, а о принципиальном отсутствии всяких моральных, этических и нравственных норм в обществе. То есть, как отметил автор поста, о достижении такого состояния, когда социум лишается представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо" вообще, эти представления перестают существовать даже как концепции или объект для разрушения.
И вот это - действительно беспрецедентно
Все ранее известные политические режимы (даже самые тоталитарные и кровавые, такие как сталинский социализм, гитлеровский национал-социализм или даже режим "красных кхмеров"), ликвидируя "старые" представления о морали заменяли их какими-то новыми: "буржуазная" мораль заменялась "Моральным кодексом строителя коммунизма", "иудео-христианская" мораль заменялась "арийской" моралью и так далее. То есть, на место разрушенных представлений о нравственности ставились какие-то другие, пусть уродливые, искаженные и даже человеконенавистнические, но они существовали как понятие и как общая концепция.
Когда Гитлер говорил: "Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость, до которых дорастают лишь немногие" («Голос разрушения: Говорит Гитлер», 1940), он довольно откровенно имел в виду, что на место старых, не соответствующих идеям национал-социализма моральным установлениям приходят новые.
В современной России этого не происходит.
Все представления о морали и нравственности действительно уничтожаются, причем этот процесс находит свое выражение не только (и не столько) в словах или лозунгах (у нынешней Российской власти неважно с идеологией вообще и с лозунгами в частности), а во всей практике росссийских элит, в том, как организуется жизнь социума, в том, какое поведение поощряется и какое - жестко наказывается.
Современные российские элиты и слои, приближенные к ним, полностью а-моральны в том смысле, что у этих людей вообще отсутствует представление о том, что такая концепция, как "совесть" существует. Это, разумеется серьезно усугубляется тем, что РПЦ в нынешнем ее виде давно уже не является организацией, хоть сколько-нибудь занятой независимым "духовным окормлением" своей паствы, а открыто стала одним из "департаментов" власти светской.
События последних недель - от шокирующе "постановочного" убийства Бориса Немцова до продолжающейся драматической "паузы" российского политического лидера и до выпуска обсуждаемого фильма - можно, мне кажется, рассматривать, как начало нового, еще более активного, этапа "десенсибилизации" общества по отношению к любым нравственным проблемам и вопросам.
В психологии и психиатрии десенсибилизация применяется для лечения фобий и для устранения чувствительности человека к определенным стимулам (скажем, змеям, полетам на самолете или нахождению в замкнутом пространстве). Это - хорошо изученный и часто используемый процесс.
Сейчас мы наблюдаем, как он применяется к социуму в целом. Делается все для того, чтобы российское общество вообще перестало реагировать на вопросы морали и нравственности. Чтобы сама идея того, что любое действие может оцениваться с моральных позиций, исчезла из общественного дискурса и из представлений людей.
Такого - повторю - еще не было. От той бездны, которая разверзается буквально на наших глазах, возникает чувство дурноты и некоторого изумления: неужели подобное возможно? К сожалению, кажется, да.
Проект этот уже осуществляется.