А.Ф.Лосев. История античной эстетики. Т.2. Софисты. Сократ. Платон. М., 2000
Второй том колоссального труда по истории античной философии делится на две неравные части. Первая посвящена софистам, Сократу и сократическим школам, вторая целиком рассматривает философию Платона. Лосев пишет, что к концу V века до н.э. начинаются процессы распада классического античного полиса и укрупнение рабовладельческих агломераций, что в конечном итоге привело к эллинизму с его гигантскими завоеваниями. В этот период начинают развиваться представления о субъективном начале в человеке и в мире - но не личности (Лосев пишет, что в древнегреческом языке вообще нет такого слова - личность), а скорее индивидуальности, ее потребностях и нуждах. Так философия отходит от вещности окружающего мира, вещественности бытия, и погружается в проблемы субъективности. Первыми это сделали софисты, которых Лосев сравнивает по значению с французскими просветителями. Уже Сократ начинает использовать субъективистскую подоплеку нового античного мышления в своем майевтическом методе. Венцом этой эпохи становится ученик Сократа Платон, который проводит синтез субъективного и объективного начал в своей философии. Лосев подробно рассматривает терминологию Платона, этому посвящено около 300 страниц раздела о Платоне. Автор убедительно показывает непереводимость терминологии Платона на язык современной философии и вообще на другие языки. Собственно, раздел о Платоне призван помочь тем, кто собрался читать Платона в оригинале, это своеобразный путеводитель по платоновскому кругу тем и словоупотреблению. Философия Платона известна, поэтому нет никакого смысла ее пересказывать, пусть и в изложении Лосева. Главное, по Лосеву, - то, что платоновская мысль обусловлена объективными историческими процессами разложения полиса, и она носит реставрационный характер, пытаясь удержать эпоху классического рабовладения в своей узде. Ряд идей Платона преодолевает устаревший вещественный характер мысли и создает как бы субъективистский противовес ему, Лосев даже реконструирует генезис этих построений. Слияние субъекта и объекта Лосев трактует как символизм, и об этом символизме Платона подробно говорит в своей монографии. Именно из синтеза субъективного и объективного возникает впервые идеалистическое учение на античной почве, поскольку все предыдущие философы мыслятся Лосевым в рамках «стихийного материализма», как называл этих философов Энгельс. Книга о Платоне - прекрасное пособие для путешествий по платоновским текстам, однако она не заменяет собой классических учебников по истории философии. Скорее, это текст, призванный помочь разобраться в аутентичном Платоне тем, кто уже читал его, эта книга настраивает вернуться к Платону и увидеть то, что ускользнуло от внимания при начальном знакомстве с великим древнегреческим философом.