Карл Ясперс. «Философия». В 3-х тт. М., 2012
Основная работа Карла Ясперса - «Философия» в трех томах - увидела свет в 1932 году. Ясперс в ней предъявил экзистенциальный взгляд на основную философскую проблематику, разложив по полочкам такие понятия, как бытие, явление, экзистенция, пограничная ситуация и др. В России трехтомник издан только в 2012 году, с колоссальным опозданием, но это совершенно не отменяет его актуальности не только в историко-философском плане, но и в области самого философского мышления.
Первый том посвящен метафилософии, или философии философии. Признавая объективное существование мира, Ясперс пишет об ориентировании в этом мире, освоении мира - и эта задача выпадает науке. Наука выступает предметным ориентированием в действительности, которая по уровням бытия подразделяется на четыре ступени - материя, жизнь, душа и дух. Переход от ступени к ступени происходит посредством скачка. Каждой ступени соответствует определенная группа наук, и здесь Ясперс примыкает к классификации научного знания, которую разрабатывали Г.Риккерт и В.Дильтей. Однако последним основанием любой науки является философия. Философию Ясперс понимает как философствование, процесс мышления, который приводит к просветлению индивидуального наличного бытия, экзистенции. Философствуя, экзистенция постигает саму себя в своих границах, наличествуя в мире. Многообразие философских систем объясняется тем, что экзистенция формирует философствование на своих границах, и философское знание как бы структурирует наличное бытие, предъявляя его как систему. Философское знание, в силу того, что оно присуще экзистенции, исторично, и собственно история философии становится множественностью постигавших себя экзистенций. Это постижение не устаревает, как история науки, физики, например, а выступает как материал, к которому можно обращаться и через столетия, и через тысячелетия. Начала философии находятся в экзистирующем бытии, которое сообщает другому экзистирующему бытию свой опыт. Здесь экзистенция выступает в ее главном свойстве - коммуникации, и, осуществляя коммуникацию во времени, она тем самым просветляет бытие экзистенции, с которой коммуницирует за счет того, что эта экзистенция осуществляет опыт прошлых времен в собственном существовании.
Второй том называется «Просветление экзистенции», и посвящен, собственно, кругу вопросов, касающихся экзистенции как таковой. Экзистенция выступает как самость, противостоящая целостному бытию мира. Она есть нечто индивидуальное, историчное по своей природе, что выражается в ее явлении, но с прекращением явления (смертью) экзистенция не прекращается. Смысл экзистенции состоит в ее коммуникации с другими экзистенциями, и здесь на первый план выступают вопросы об объективности и субъективности. Экзистенция не является ни объектом, ни субъектом, но она обладает определенными объективными и субъективными свойствами. Экзистенция раскрывается в пограничных ситуациях. Сам термин «пограничная ситуация» заимствован из психиатрии, Ясперс по первой профессии был врачом-психиатром. Пограничные ситуации, такие как смерть, страдание, вина, борьба имеют для существования человека предельный и глубинный смысл. Они ставят экзистенцию в такое положение, из которого она должна экзистировать, самопроявляться в соотнесении с трансценденцией, шифры которой, как пишет Ясперс, содержит все сущее. Экзистенция свободна, но не в дихотомии свобода-необходимость, а свободна как самость, как самосущее, чье существование не прекращается с прекращением ее как явления. Пограничные ситуации приводят к просветлению экзистенции, обретению ей ее самой. Экзистенция просветляется в соотнесенности с бытием в коммуникации с другими экзистенциями. Сам термин «просветляется» довольно мутный, и дело здесь не в переводе, а в недостаточной поясненности, что философ имеет в виду под «просветлением». Я понял это так, что экзистенция обретает большую бытийную самость, находясь в этих пограничных ситуациях, она становится как бы не «светлее», а «резче», выступает из бытия в коммуникации и присваивает себе полноту этого бытия. Таким образом экзистенция пробивается уже не к ориентированию в мире (науке), а к миру духовному, к трансценденции, и начинает читать ее шифры на других существованиях и экзистенциях.
Третий том называется «Метафизика» и посвящен вопросам, связанным с трансценденцией, с богом. Экзистенция в своем самобытии везде встречает «шифры бога», которые ей предстоит читать и расшифровывать. Толкование этих шифров раскрывает человеку трансцендентную действительность, экзистенция обретает «просветление», полноту бытия. Ясперс подчеркивает, что, поскольку экзистенция существует только в коммуникации, это чтение шифров бога - дело коллективное. Само наличие этих шифров бытия выступает лучшим доказательством бога, по Ясперсу. Трансцендентное не являет себя само, оно раскрывается в экзистенции, которая имеет дело с тайнописью бога. И самым окончательным, непостижимым шифром является исчезновение экзистенции в явлении, в историчном существовании. Смерть индивида - не конец экзистенции, но в этой смерти она сталкивается с непостижимым, которое открывает ей бытие полностью, до конца, и тогда экзистенция становится приобщена к подлинному бытию.
Трехтомная «Философия» Ясперса - довольно ранняя его работа, исчерпывающе характеризующая компендиум религиозного экзистенциализма автора. Книга не переводилась на русский язык до последнего времени, и об экзистенциализме Ясперса в России знали, в основном, понаслышке. Теперь этот пробел ликвидирован, и это очень хорошо.