(no subject)

Sep 19, 2019 11:30

Г.Маркузе. «Разум и революция». СПб, 2000.

Книга стала жертвой маркетинга, поскольку из названия «Разум и революция» можно предположить о содержании книги все, что угодно, только не то, о чем она на самом деле. Второй раз маркетинг сыграл дурную роль в оформлении русского издания книги, где на обложке помещена картинка, стилизованная под работы времен октябрьской революции. Наверное, это сделано, чтобы заинтересовать потенциального читателя, однако сама специфика этого труда такова, что его должны покупать люди, которые знают, о чем книга. А книга о Гегеле и философских предпосылках тоталитарного общества.

Философия Гегеля общеизвестна, нет нужды излагать ее. Стоит сказать, что прочтение Гегеля автором этой книги стоит несколько особняком в массе работ о Гегеле. Маркузе пишет, что философия Гегеля усвоила идеалы Французской революции - идеалы разума и свободы - и строится на них. Философия Гегеля - это философия разума, «все действительное разумно, все разумное - действительно». Разум раскрывается в торжественном шествии абсолютного духа, в его становлении от диалектического единства бытия и ничто, через сущность к понятию, отчуждаясь в природный мир и возвращаясь к себе в действительности государства, достигая вершины реализации в искусстве, религии и философии. Историческое становление - это движение к свободе, от свободы одного в древнем мире, к свободе некоторых в средние века и наконец всеобщей свободе в Новое время. Философия Гегеля отстаивает принципы государства, вытекающие из европейских революционных движений, предполагая свободу личности и поступков.

Все это, по Маркузе, не имеет отношения к тоталитарным режимам. Рассматривая гегельянство, Маркузе отмечает, что чем ближе философия к оправданию фашистских европейских режимов, тем дальше она отходит от Гегеля. Истоки теоретического обоснования фашизма Маркузе видит в позитивизме, который утверждал господство сильной власти над членами общества, которое живет по неизменным социальным законам. В целом, это все содержание книги. Книга важна не столько своим содержанием, которое довольно абстрактно теоретизированно, сколько смещениями акцентов в рассмотрении гегелевской философии, которая предстает плотью от плоти эпохи Просвещения, что неочевидно, когда читаешь самого Гегеля.


Маркузе, книги

Previous post Next post
Up