Б.Рассел. «Человеческое познание». М., 1957
Поздний (1947) труд Рассела, изданный в СССР еще при жизни философа. Излагает конечную фазу эволюции взглядов одного из основоположников аналитической философии по вопросам теории познания.
Теория познания Рассела - смесь юмовского агностицизма с локковским эмпиризмом. Знание, по Расселу, вероятностно, и оно связано с верой. Человек оперирует языком в терминах веры, поскольку весь объем языка невозможно единовременно проверить. Однако истинное познание начинается там, где вера верифицируется фактом. Факт - это объективная данность, которая придает вере статус истинного или ложного знания. Но Рассел ограничивает факт, поясняя, что факт - самая высокая степень обоснованности разумом веры. Соответственно, истина - наиболее высокая степень вероятности знания. Знание, фактически, является истинной верой.
Познание осуществляется недедуктивным выводом, который оправдывает веру в существование объективного мира, включая такие его части, которые никогда не воспринимаются. В противном случае мы бы пришли к солипсизму, который утверждает, что знание ограничивается тем, что мы в данный момент замечаем, с исключением прошлого и вероятного будущего. Сам такой вывод, основанный на вере, имеет вероятностный характер. Психическое восприятие не дает истинного знания, поскольку физический факт и психическое воприятие - разные вещи. Рассел называет такое познание «первым приближением к истине». Вообще соотношение физического и психического таково, что они оба существуют, но психическое к физическому не сводится.
Познание времени осуществляется как в историческом времени, так и в воспоминаниях. Воспоминания имеют место в историческом времени в виде моментов настоящего, и они недостоверны. Здесь возникает еще одна трудность познания. Познание пространства также имеет субъективный аспект. Фактически, мы только фрагментарно познаем пространство, насколько оно укладывается в наши восприятия. Поскольку знание вероятностно, оно имеет достоверность только для конкретного познающего индивида. Отсюда знание индивидуально. Учитывая индивидуальный характер познания, Рассел говорит об иллюзорности познания, что позволяет отнести его к агностикам юмовского толка.
Книгу до меня читали несколько поколений философов, оставивших чернильные и карандашные пометки на страницах. Это неплохо, но немного сбивает при чтении, поскольку я бы выделял не те мысли, которые казались важными этим людям. В целом том может служить свидетельством того, что в СССР наука, в том числе и философия, находилась на передовом рубеже современного мирового научного процесса, и такие издания, как новая для того времени монография нобелевского лауреата Бертрана Рассела, были возможны.