(no subject)

Jan 18, 2019 13:10

Й.Хёйзинга. Осень средневековья. М., 1995

Классический труд голландского культуролога посвящен культуре позднего средневековья. Эту книгу, конечно, надо читать, и совершенно непозволительно, чтобы она была пробелом в знаниях любого человека, интересующегося европейской культурой. Труд монументален и содержит сведения о всех сторонах жизни средневековой цивилизации. Однако сам подход вызывает несколько вопросов.

Во-первых, Хёйзинга пишет о мрачности средневековой жизни, которую средневековый человек как бы раскрашивает игровыми формами - церемониями, иерархией и т.п. Здесь надо знать, что культуре как игровой форме посвящен отдельный труд Хёйзинги - «Homo Ludens», и это его авторская концепция. Она всегда вызывала у меня возражения, что понимание культуры как игры исключает сакральность из сферы этой самой культуры, и делает понимание культуры плоским. То же и здесь. И церемониальность средневековья, и иерархичность завязаны на сакральном понимании жизни человека, это не игровые формы, а скорее мистические, та же иерархичность целиком списана с небесной иерархии, о которой достаточно много средневековых трудов. И церемониальность - это прежде всего церемониальность обряда, а не неосознанное воспроизведение игровых практик. В общем, претензии к «Осени средневековья» те же, что и к основной его книге - «Homo Ludens».

Во-вторых, здесь жизнь средневековой Европы как бы разложена по полочкам, видна как на ладони, и в ней не остается места тайне, мистериальности, сакральному, чем и притягивает эта эпоха. Жизнь средневекового человека целиком проходит в мистической, сакральной плоскости, об этом свидетельствуют и памятники средневековой культуры. И просто вот так разбирать отдельные явления этой цивилизации - та же попытка разъять алгеброй гармонию. Вроде все составляющие видны, а тайна исчезает. И без нее картина средневекового мира «не собирается». Впрочем, у Хёйзинги достаточно и почитателей, и последователей, поэтому я, чтобы дистанцироваться от его направления в истории и теории мировой культуры, ограничусь только этими замечаниями.


Хейзинга, книги

Previous post Next post
Up