(no subject)

Dec 13, 2018 12:44

Бонавентура. Путеводитель души к богу. М., 1993

Католический святой, генерал ордена францисканцев и впоследствии кардинал, жил в XIII веке, в самый расцвет схоластики. Однако ни блестящее образование, полученное в парижском университете, ни замечательная карьера не сделали его схоластиком. Если говорить о Бонавентуре, то уместно говорить скорее о мистицизме, чем о рационализме. Самое известное его сочинение, «Путеводитель души к богу», описывает ступени познания божественной природы. Познание начинается с рассмотрения вещей чувственного мира, в которых заключены «следы» бога. Бонавентура, как и многие его предшественники в католической церкви ссылается на стих из «Послания к Римлянам» - «Невидимое бога постигается через рассмотрение его творений» (Рим., I, 20). Вообще, эта точка отсчета стала поворотным пунктом европейской культуры - когда русские православные святые-молчальники молились, уставившись на свой пуп, и прикармливали медведей, их европейские собратья разумом пытались рассечь природу и писали научные трактаты. Итак, следы бога постигаются через рассмотрение его творений. Дальше следует обратиться к собственной душе и найти в ней образ бога. Еще более высокая ступень - охват умом бытия и постижение бога через него. Далее предлагается путь молитвы и духовных практик, чтобы бог ниспослал благодать, позволяющую созерцать троицу, и высшая ступень - восхищение богом души в его обитель, где душа непосредственно будет созерцать бога. В этом заключаются основные позиции мистического учения Бонавентуры. В целом, здесь задан вектор европейской цивилизации, которая уделяла творению не меньше места в своих исследованиях, чем самому творцу. Труды Бонавентуры, естественно, не издавались в России, и эта книга - первое издание основного его трактата, а также вообще первая книга в серии изданий «Греко-латинского кабинета Ю.А.Шичалина», который издал за двадцать пять лет своего существования массу историко-философской литературы, для публикации которой в прошлые эпохи существовали объективные препятствия в виде сначала церковной, а затем светской цензуры.


Бонавентура, христианство, книги

Previous post Next post
Up