Гегель. «Работы разных лет» в 2-х тт.
Двухтомник «Работы разных лет» издан к 200-летию рождения философа в 1970 году. Я купил его за небольшие деньги у букиниста, и он завершил мою коллекцию трудов Гегеля, собирающую почти все, что у него издано на русском языке. Книги пришли нечитанные, местами с неразрезанными страницами - наверное, у кого-то пылились на полке с 1970 года, только бумага состарилась.
В первом томе собраны преимущественно ранние работы, из которых непосредственный интерес представляют две юношеские статьи о христианстве и конспект лекций, которые Гегель читал в Йенском университете. К слову сказать, Йенский университет на рубеже XVIII-XIX веков стал настоящим цветником философии - по протекции Гете там одно время преподавал Фихте, затем Шеллинг, затем Гегель. Гете много сделал для немецкой классической философии, оказывая ей покровительство.
В своей ранней работе «Народная религия и христианство» Гегель разделяет религию на субъективную и объективную, т.е. на внутреннюю религию, идущую от сердца, и религию внешних предписаний и установлений. Народная религия, по Гегелю, должна быть объективной, но соответствовать духу народа, т.е. приближаться к его субъективности. С этих позиций Гегель критикует христианство и говорит о религии древних греков как образце народной религии.
В другой ранней работе «Позитивность христианской религии» Гегель определяет позитивную религию как «систему религиозных положений, которые потому должны для нас стать истиной, что предписываются нам авторитетом, которому мы не можем отказать в подчинении». Говоря об иудаизме как позитивной религии, Гегель развертывает картину становления раннего христианства, и пишет, что, возникнув в недрах позитивного иудаизма, христианство изначально не могло не основываться на авторитете сначала Христа, а потом апостолов. Элемент персонифицированного авторитета происходит из генезиса христианства. Затем, распространяясь по Европе, христианская церковь взяла на себя те функции, которые должно брать на себя государство (воспитание детей, надзор за поведением граждан). Противопоставляя христианству религию античной Греции, Гегель с позиций этатизма, который выявляется уже в этой ранней работе, говорит, что основой свободы является лишь служение государственным интересам, и с упадком античной религии этот элемент вытесняется позитивностью христианства - отказом от мирских ценностей, ожиданием награды на небесах за те или иные нравственные поступки и мысли. В целом о христианстве Гегель отзывается как о религии деспотизма и угнетения, и это иллюстрирует сложную эволюцию взглядов Гегеля, который в позднем периоде своих философских поисков отзывался о христианстве с большим пиететом и ставил его в основу государственности.
В конспекте лекций «Йенская реальная философия» Гегель разрабатывает социальную проблематику, диалектику труда и потребления, закона и государства, вошедшую впоследствии в «Философию права» и «Феноменологию духа». Надо отметить, что отправной точкой гегелевской системы была не онтология логики, а именно социальные противоречия, от которых он отталкивался при построении своей системы.
Оставшиеся публикации представляют историко-любительский интерес. В сохранившихся фрагментах других ранних работ молодой Гегель находится под влиянием просветительских идей, выступает то с анархистской то с антиклерикальной позиций. Довольно забавен фрагмент «О карточной игре», где философ пишет, что бога и провидение не надо приплетать к картежному везению.
Не менее забавен и текст диссертации Гегеля «Об орбитах планет». Здесь Гегель критикует астрономические взгляды своего времени, где расстояние между планетами считалось укладывающимся в арифметическую прогрессию определенного ряда чисел, и в соответствии с этой прогрессией астрономы искали недостающие планеты солнечной системы, где они должны, по их мнению, быть в соответствии с этим рядом. Гегель выдвигает другую последовательность чисел, исходя из которой планет там, где их искали, быть не должно. Диссертация была успешно защищена, и это довольно анекдотический случай из жизни философа.
В работе «О сущности философской критики» Гегель говорит, что критическая философия должна выявлять ограниченность и конечность философских систем, и возражает против популяризации философии, считая ее чем-то эзотерическим, недоступным для простого обывателя.
В статье «Кто мыслит абстрактно?» Гегель в полушутливой форме обличает абстрагирование от конкретных обстоятельств человеческой жизни, показывая, что абстрактное мышление о человеке неприменимо и аморально. В популярной форме предстает диалектический принцип «от абстрактного к конкретному».
В письме «О преподавании философии в университетах» Гегель указывает на необходимость научного и систематического изложения при преподавании философии, предлагая в качестве такового свою систему.
Особенно стоит уделить внимание взглядам Гегеля о преподавании философии в гимназиях. Гегель довольно долго был директором гимназии в Нюрнберге, куда перешел с кафедры Йенского университета, поскольку директорство и преподавание в гимназии давало больше средств к существованию. В докладе «О преподавании философии в гимназиях» Гегель говорит о том, что обучение в гимназии должно быть только подготовкой к изучению философии, и поэтому преподавать в гимназиях надо только древние языки, античную литературу, религию и основы логики. Так, в двух «Речах директора Гимназии» Гегель обращает внимание на важность изучения древних языков и античной литературы, а также практических занятий грамматикой, которые являются прямым путем постижения логики. Однако по долгу службы он должен был преподавать философию гимназистам, и даже написал в качестве учебника работу «Философская пропедевтика», где в популярной форме излагает свою систему. Должность директора гимназии его тяготила, Гегель мечтал об университетской карьере, и при первой же возможности он оставил эту работу, сменив ее на преподавание философии в университете Гейдельберга.
В работах «Отчеты сословного собрания королевства Вюртемберг» и «О сочинениях Гамана» Гегель предстает политическим и книжным обозревателем.
Во втором томе опубликована переписка Гегеля и отдельные его высказывания по тем или иным вопросам.