Гегель. «Лекции по истории философии».
Объемные, больше «Эстетики», лекции Гегеля по истории философии в трех томах представляют захватывающее чтение. Не только потому, что я люблю историю философии, но и в силу того, что философ стремится осмыслить историю философии как собственно философию, взятую в ее развитии.
Философия, по Гегелю - высшая форма самопознания абсолютного духа, квинтэссенция человеческого бытия, в которой абсолютная идея постигает саму себя. «Истина не может появиться сразу, как выстрел из пистолета» - говорит в одном из своих произведений Гегель, и так он объясняет медленное становление философской мысли, как работу «ленивого» абсолютного духа на протяжении тысячелетий.
Конечно, чтобы читать «Лекции по истории философии» Гегеля, надо эту историю философии знать. Иначе можно не оценить тех деталей, которыми снабжает философ описание тех или иных философских учений (как «демон» Сократа, или упоминание, что Дунса Скота похоронили заживо, или то, что собрание сочинений Декарта составляет 11 томов - на русском всего 2 тома), так и увлечься тем, что Гегель собственно вычитывает у этих философов. Интерпретация философских учений Гегелем находится в плоскости рождения и развития философских идей, которые ведут к завершению философии самим Гегелем. Это претенциозная позиция, и именно она делает сами «Лекции по истории философии» достоянием истории философии.
Так, отбрасывая у Платона мифологию, или на 50 страницах обозревая всю средневековую схоластику (большая часть «лекций» посвящена античности - она занимает первый, второй и часть третьего тома) может казаться, что Гегель вводит в заблуждение читателей его «лекций». В самом деле, интерпретируя по-своему учения того или иного философа, Гегель опускает часто самые значительные его мысли. Но, повторюсь, история философии Гегелю нужна не как набор мнений, а как собственно философия, как трехтысячелетний пролог к появлению «Науки логики».
Не помню, чтобы кто-то из других философов так основательно копался в прошлом. И благодаря Гегелю, прошлое обретает статус современности, и Платон, и Аристотель, и Декарт оказываются живыми собеседниками философа.
Если не учитывать этой особенности изложения Гегелем истории философии, то его «лекции» могут показаться просто большой натяжкой, притягиванием за уши всей предыдущей философии к Гегелю.
Гегель высказывает мысль, что всплески развития философии приходятся на критические периоды в истории, мысль сама по себе глубокая и интересная, но спорная - иначе расцвет философии должен был случиться на развалинах римской империи. Из таких спорных мыслей и прочтений тех или иных философов состоит объемный трехтомный труд.
В целом, очень полезное чтение, чтобы не увязнуть в догматизме советских учебников.