(no subject)

Jun 28, 2014 18:53

Гегель. «Лекции по эстетике».
Советское издание «Эстетики» Гегеля вышло в четырех томах. Легко себе представить объем этого труда. Современное издание включает два толстых тома, набранных мелким шрифтом.
«Тот, кто берет в руки «Эстетику» Гегеля в наши дни с намерением прочитать ее всю, может, и не становится героем, но, как сказано по другому поводу, нечто героическое в этом есть» - пишет автор предисловия. В самом деле, читателю гегелевской «Эстетики» надо определиться, что он ждет от этого чтения. Философы чаще всего были плохими специалистами в искусстве, и это относится и к Гегелю. Изучать искусство «по Гегелю» не стоит. Но определенный смысл в прочтении гегелевской «Эстетики» есть, если поставить себе задачу уяснить, какое место в системе Гегеля занимает искусство.
Первая, низшая ступень самопознания абсолютного духа, по Гегелю - это форма искусства. В ней абсолютный дух выражает себя в чувственной форме, становясь доступным познанию человеком, объективацией духа, на самом низшем уровне - чувственном. Вследствие несовершенства чувственной формы познания, абсолютный дух приходит к необходимости познания себя в более высоких формах - религии и философии, но об этом Гегель говорит в других работах.
В искусстве, как и в истории, Гегель выделяет различные ступени совершенства самопознания абсолютного духа.
Так, первая форма искусства - символическая, на которой субъективность духа принимает несовершенные, не соответствующие ей объективные формы, так, что произведение искусства лишь напоминает о содержании, вложенном в него.
На следующей ступени - классической форме искусства - наблюдается соответствие субъективного содержания и объективного выражения. Этой ступени, по Гегелю, искусство достигло в античности.
С наступлением христианской эры преимущественно начинает развиваться третья ступень искусства - романтическая. Здесь субъективность подчиняет себе внешнее выражение, и доминируют частные и внутренние формы содержания.
Соответственно, Гегель выделяет и различные виды искусства, характерные для различных его форм. Так, архитектуру он относит к символической форме искусства, поскольку внешний материал не дает полноценно выразить внутреннее содержание, хотя и выделяет в ее развитии классическую и романтическую ступени.
Скульптура - область классической формы искусства, и наибольший расцвет она получила в античности.
К собственно романтическим формам искусства Гегель относит живопись, музыку и поэзию. Эти виды искусства выражают субстанциальное, духовное начало, которому подчиняются средства выражения.
Вообще, то, что Гегель пишет о музыке, довольно весело читать. Музыка, по Гегелю, не выражает смыслы, и он пишет о ней так: «Таким образом, хотя междометия и составляют исходный пункт музыки, однако сама она является искусством лишь как междометие, получившее форму каданса». Вообще, то, что философы думают о музыке, может служить лакмусовой бумажкой их компетентности в вопросах искусства, и - как следствие - их дурости.
Высшим видом искусства Гегель считает поэзию, которая схватывает в единстве субъективное и объективное. «Ведь по сравнению с всяким иным чувственным материалом, камнем, деревом, краской, звуком речь есть единственный элемент, достойный передавать дух».
Касаясь психологии художественного творчества, Гегель со всей философской основательностью считает, что прежде чем что-либо воплотить, художник должен выносить замысел произведения, и в кругу таких и подобных заблуждений он пребывает, возводя здание своей философской эстетики.
В целом, я не думаю, что это адекватные затраты времени на чтение монументального во всех смыслах труда, чтобы уяснить себе частное место гегелевской системы. Но история философии требует часто продолжительной читательской работы, которая никогда не проходит бесследно. Именно это я хотел бы сказать каждому, кто возьмет в руки в будущем «Эстетику» Гегеля с намерением прочитать ее всю.


Слово о сущем, Гегель, книги

Previous post Next post
Up