Гегель. «Философия права».
Большой труд, изданный при жизни Гегеля, подробно охватывает ступень становления объективного духа (ему предшествуют инобытие абсолютной идеи в виде природы и ступень становления субъективного духа - появления разума в природе). На этой ступени объективный дух проходит три стадии - семья, гражданское общество, и государство. Воздержусь от пересказа всей работы, остановлюсь на моменте, как Гегель понимает государство.
«Государство - это шествие Бога в мире», - заявляет философ. «Государство есть божественная воля как наличный, развертывающийся в действительный образ и организацию мира дух». Т.е., как говорил Маркс, здесь «весь сгусток мистики философии Гегеля» - государство представляется как этап становления абсолютного духа на пути к самопознанию. Государство есть выражение воли разума, и поэтому идеалом государственного устройства Гегель считал конституционную сословно-представительную монархию с развитым бюрократическим аппаратом.
Философ вообще противник того, чтобы допускать во власть неорганизованный народ. Народ для него - либо объединившиеся в сословия граждане государства, либо чернь. По выражению одного из гегельянцев, человек есть нечто, только если он принадлежит как какому-то сословию. Относительно черни Гегель высказывается недвусмысленно: «Бедность сама по себе никого не делает чернью; чернь определяется лишь связанным с бедностью умонастроением, внутренним возмущением, направленным против богатых, против общества, правительства и т.д.». Чернь, по Гегелю, в силу своих настроений уклоняется от труда, и не обеспечивает свои нужды. По выражению Гегеля, чернь «утрачивает стыд и честь». И лучшим средством против этого философ считает предоставление бедных своей судьбе, обеспечив им возможность открыто нищенствовать.
Поскольку государство - ступень осуществления абсолютным духом самого себя на стадии объективности, то индивидуальная воля конкретного человека ничего не значит в этом процессе. «Государство вообще не есть договор, а защита и обеспечение жизни и собственности индивидов в качестве единичных не есть необходимо его субстанциальная сущность; государство есть то наивысшее, которое притязает на саму эту жизнь и собственность и требует, чтобы они были принесены в жертву».
Так вызревал фашизм в колбах доктора Фауста.
Заканчивается «Философия права» милитаристскими рассуждениями, отчасти изложенными в ранней работе «Феноменология духа», что война-де поддерживает нравственное здоровье народа и предохраняет его от гниения.
Переход от «Философии права» к «Философии истории», опубликованной уже после смерти Гегеля, делается последней главкой этого труда, где Гегель говорит о всемирной истории как о «суде абсолютного духа», который осуществляется посредством взаимодействия различных цивилизаций и, естественно, войн. Так, он различает четыре этапа становления объективного духа в истории - восточное царство, греческое царство, римское царство, и, наконец, германский мир. Но об этом подробнее он говорит в лекциях по философии истории.