Jul 23, 2013 17:50
Итак, подведу итоги знакомства (какие-то книги освежаю в памяти, какие-то читаю в первый раз) с философией истории XX века.
На мой взгляд, единственная и правильная философия истории - это клякса, в которой больные на голову люди видят какие-то узоры, закономерности. Либо это провиденциализм методом ad hoc, по Августину - но это вопрос веры.
Итак.
К.Ясперс, "Смысл и назначение истории". - Идеология евроамериканского глобализма. Все базовые понятия вводятся с целью оправдать ход истории от хаоса к упорядоченному глобалистскому порядку мира, основанному на либерально-демократических ценностях. Утопия, которую взяли на вооружение.
О.Шпенглер, "Закат Европы". - Лжетеория. Любительское философствование, хотя и на обширном фактографическом материале. Порабощенность методу, избранному по причине популярности в охваченной национализмом послевоенной Германии, и об этот же метод спотыкающаяся (поиск прафеномена культуры, могучие кучки индивидов, стоящих во главе той или иной культуры и т.д.)
Й.Хёйзинга. «Homo ludens». - Позитивный труд, проливающий свет на церемониальность архаических культур. Но не идущий от истоков этих культур, и не видящий следствий. Исходные положения спорны, выводы неполны. Очень средняя работа,
А.Дж.Тойнби. «Постижение истории». - Блестящая концепция, корнями уходящая в раннехристианскую историософию, но спотыкающаяся о нежелание видеть современную глобализацию и всемирное распространение западной культуры. Именно поэтому ценна как частные наблюдения над общими историческими закономерностями.
Именно эти четыре труда входили в список обязательного чтения для экзамена по дисциплине «История и теория мировой культуры» на II курсе философского факультета МГУ. Очень, очень полезно их спустя 15 лет перечитать умудренными опытом и знанием мозгами.
Ясперс,
Тойнби,
Хейзинга,
Шпенглер,
книги