Взъерошенный фасад

Mar 17, 2014 06:55



Градостроительно, здание Cooper Union от Тома Мэйна, посаженное в верхнем конце Bowery Street на Манхеттэне в Нью-Йорке, сейчас задает тон линейке новых прогрессивных построек, которые появляются среди устаревшей традиционной застройки. Кстати, перспективу улицы в даун-тауне замыкает небоскреб Френка Гери.
Скорее всего, это не было сделано специально, так получилось, шаг за шагом. Но, Том Мэйн, конечно, стряхнул пыльцу с Нью-Йоркской заскорузлости...




Стоящее в границах небольшого квартала здание имеет два смотровых угла. Это самый выразительный угол с точки зрения форм, наиболее экспрессивный.
Но, идеологическим манифестом, по моему, является другой, правый угол. Будет видно на фото дальше.
Данный угол, с отогнутым козырьком над главным входом, задает тон пластическому решению, выполненному с помощью второй кожи здания - самостоятельно живущему фасаду из перфорированной облицовки, куда композиционно вплетены различные художественные "плюшки" - каверны, разбросанные в случайном порядке ставни окон (отсыл к традиционной застройке Манхеттэна с окнами, оборудованными ставнями) и некоторое количество прямоугольных заплат, разбивающих монотонность перфорации.



Игра со шрифтом. Стоя на тротуаре под зданием - можно почувствовать глубину пластики фасада. Как минимум на примере букв. На уровне пешехода, на фоне традиционного и понятного стеклянного фасада, выстроена собственная, отдельная композиция. Отдельная именно потому, что ничего из этого не продолжается вверх под кожу. Около десятка красиво наклоненных колонн, сложные и красивые пересечения материалов, существуют и работают только на уровне первого этажа.



Две наклонные колонны и горизонтальная балка.



Врезка фрагментов балки друг в друга, игра фрагментов бетона, стекла, облицовки, горизонтальной и вертикальной, "красивые" клинья - как-то слишком "вещь в себе". Все, конечно, мастерски выполнено, насколько это может быть сделано американскими руками, вообще, но это точечные фрагменты. Такое впечатление, что все отрабатывалось на этапе стройки и авторского надзора.



Основания колонн, врезанные в тротуар. Тротуары на Манхеттане, в основном, бетонные. "Плиточки" или брусчатки здесь нет нигде, в принципе. АнтиМайданное устройство города.



Наклонный бетонный фрагмент этой сложносочиненной композиции оформлен защитой от скейтеров и роллеров. Слева, по кромке кадра - водосборный лоток.



Стеклянная стенка с предыдущего фото, которая над бетонным клином справа, заканчивается сверху вот так. Тоже красиво, многодельно, виртуозно. Но, как-то, "не для чего". Это все мимо идеологии здания.



Вот так все выглядит вместе. Это самостоятельный отдельный эстетический кусок, стоящий, как бы, подряд, после двух колонн и горизонтальной балки, описанной чуть раньше.



Если от этого места поднять голову вверх, то фасад будет виден вот так. Со всей своей глубиной, своей сложностью художественной и своей сложностью в работе. Но он отдельный от того, что происходит на первом этаже. Более величественный, более цельный и значимый, и не имеет ничего общего с первым этажом.



Вот и доходим до второго "идеологического" угла здания. И сразу смотрим изнутри. Можно понять, почему именно этот угол можно считать манифестом здания. Идея здания - кожа, самостоятельно оторванная от достаточно ординарного, скрытого в ней, объема. А на этом углу нанизано несколько уровней разных "кож". Функционально - бессмысленно, исключительно для манифеста. На этом фото видно три: слева обычное офисное остекление, дальше, уже правее колонн - стеклянная оболочка висящая в воздухе, и еще правее, последняя, перфорированная металлическая оболочка на значительном выносе от здания.



Этот же "идеологический" угол снаружи. Тут можно и четыре оболочки насчитать, кроме офисного остекления.



Узлы крепления изнутри. Ничего волшебного, обычная, грубо слепленная фасадная система, разработанная под проект. Квадратная труба, овальные отверстия для подгонки.



Просто пластины, косынки, болты, гайки.... Из нового - пластиковые скрутки для фиксации проводки. Но так сейчас даже на китайском луноходе провода фиксируют - скрутками из строительного супермаркета).



Тот же угол при развороте на торцевой фасад в переулок. Было любопытно, насколько идея развита на заднем фасаде.



Начало заднего фасада, как минимум - драматическое ). Понадобилась ему эта стенка "под опалубку".... К тому же в НЙ это все затирается махом и не смотрится эстетством. Сверху можно спокойно рассмотреть перфорированный фасад и то, как выполнены заплатки на нем. Оказалось, что это некие фольгированные пластики, как-то впаянные в перфорацию, что-то вроде фольги для конфетной обертки).



"Заплатки" ближе. Можно рассмотреть подробнее.



Вид на фасадную систему сзади. Белые, с фасада, заплатки, изнутри выглядят глухими. Скорее всего, из окон офисов их, по системе размещения, не видно.



Фрагмент заднего фасада. Кожа в один слой. Из под кожи свободно видны элементы крепления.



Нашел единственный симметричный элемент на здании - две колонны, одного сечения и сходящиеся под одинаковым углом) Зафиксировал).



Задний фасад целиком. Оболочка в один слой тоже может выглядеть достаточно выразительно.



Фасад второго переулка, возвращающий нас к навесу над главным входом.



Взгляд изнутри на подконструкцию навеса.



Еще "голову набок"))) Консоли из квадратной трубы и пр. Хорошо, что у чуваков здесь нет сейсмики в расчетах) Иначе бы, при таких вылетах, сеченьица бы подросли....)



Настил для обслуживания фасада над главным входом. Вообще, любопытно то, что навес "над главным входом" не прилеплен к оболочке, живет на отрыве от объема здания (это хорошо видно на первом фото поста) и не обеспечивает защиты площадки перед входом. Конечно, в какой-то степени дождь будет остановлен и таким, перфорированным, фасадом. Плюс что-то повиснет на решетке этого настила. Но, в общем, как все гениальное и сделанное для манифеста, это здание, по крайней мере в части фасада, пренебрегает некоторыми функциональными вещами. Куда девается вода с главного фасада, которая соберется со всей перфорированной поверхности и сорвется с фасада на середине тротуара? Козырек с обратным уклоном есть по всему главному фасаду, конечно. Но лотка и сточной трубы я в самой нижней части этого козырька не увидел. А может это урок того, что нужно просто делать красивые здания и чем-то жертвовать ради художественной мысли? Тем более, если в основе - такая сильная мысль, как у Тома Мейна.

Из личного опыта, Про архитектуру..., мастера, имена

Previous post Next post
Up