Ретро авангард под серым небом

Dec 01, 2011 06:32



Жаль, что совершенно невозможно представить себе, как встраивался музей в архитектуру Нью-Йорка в момент сдачи, в 1959 году, кстати, уже после смерти архитектора и заказчика.
Заказан музей был в 1943 году. Шестнадцать лет проекта и строительства, вместившие целую архитектурную эпоху.
Мне случилось увидеть здание зимой. Город, который, по отзывам своих обитателей, круглый год придавлен низким серым небом, зимой тем более выглядит совершенно лишенным акцентов.
Очень хотелось увидеть макетную графичность здания на фоне рядовой жилой застройки 5-й авеню. Но потемневшая от времени и моросящего дождя ракушка сидит в такую погоду в окружающем пейзаже так же естественно, как покосившийся оштукатуренный парапет центрального парка через дорогу напротив. В общем - да. Райт - гений места. Абсолютная вписанность. Пришлось конвертировать фото в ч-б., это дало хоть какую-то контрастность.
Уникальности формы, намеренно или случайно, противостоит камерность объема, которая превращает здание в скульптуру городского масштаба. При ближайшем рассмотрении у этой "скульптуры" обнаруживается масса незнакомых мне ранее "витееватостей".
Например удивительный, резной и чуждый цельной форме ар-декошный цоколь.



Перед зданием нет площади, вход и надпись воспринимаются прямо с тротуара. Шрифт надписи с этой позиции выступает на первый план. На общих фото надпись над входом вьется тонкой незаметной ниточкой.





Ощутить объем атриума в этот раз не удалось, из-за невероятного размера композиции, вывешенной по центру.
Но кураторы, видимо решив сконцентрировать внимание на этой чуме в центре, освободили от экспозиции весь серпантин, открыв взгляду шикарные "заповедные" углы. Будут видны дальше.



Удивительно сложный потолок атриума. Он, конечно, мелькал на всех фото, посвященных музею. Но лично я рассмотрел его впервые. Экспозиция начинается с верхнего уровня. И, находясь на верхнем ярусе серпантина, видишь только потолок. И он - другой. Складывается впечатление, что пришла человеку в голову большая мощная идея ракушки, сужающейся к низу. А детали.... ну, детали из эпохи "до ракушки"....





Незанятые экспозиционные площади выглядят божественно....





Так вот миленько, вручную, создавалась белая макетная архитектура. "Плавный" переход пола в вертикальные поверхности. Отсутствие накрывки и каких-либо реллингов на парапете. Розетки, опять же. Честно - не знаю, розетки Райтовские или более поздние.





Снаружи здание сужается к низу, внутри атриум вниз расширяется. Получается, ширина ленты серпантина плавно сходит почти на нет к нижним уровням. А несущие колонны, все же, вертикальные. В результате образуются такие чудные закоулки. На верхних уровнях - это нормальные проходы. А на нижних - такие вот "пролазики".







Более детально условно "бесплинтусный" переход пола в стену.



Вот они, реальные чудеса архитектуры.









Клумба в здании, обозначающая дугу в плане.



И в финале - истинный шедевр - питьевой фонтанчик. Есть на каждом этаже. Он вообще-то - золотой.... единственный не монохромный элемент интерьера.


Про архитектуру...

Previous post Next post
Up