Инициатива "Пояса и Пути" широко шагает по Европе

Apr 17, 2019 07:46




Многополярная трансформация, происходящая на евразийском континенте, подкрепляет промышленное и дипломатическое сотрудничество между Китаем и Европейским субконтинентом, несмотря на мощное противодействие Соединённых Штатов.

Визит Си Цзиньпиня в Европу подтверждает то, о чём многие из нас писали в прошедшие несколько месяцев и лет, а именно, реальность происходящей глобальной трансформации мира, в котором доминировали США, в плюралистический мир, состоящий из различных стран, коллективно выстраивающих многополярный мир.

Следовательно, Европа оказывается в неожиданной позиции, балансируя между старыми мировыми связями с США  с одной стороны и формирующимися евразийскими, вводимыми Россией и Китаем.

Такие страны, как Германия и Франция, да и Соединённое Королевство, давно проводят коммерческую политику, поощряющую интеграцию со странами евразийского континента. В 2015 году Соединённое Королевство было среди первых западных стран, присоединившихся к китайскому Азиатскому Банку Инфраструктурных Инвестиций, который финансирует проекты Инициативы "Пояса и Пути".

Китайский мега-проект Инициативы, запущенный в 2015 году с амбициозной целью интеграции торговых связей между Китаем и Европой по суше и по морю, в процессе включает все страны между ними. Идея, как естественная консолидация торговли, состоит в сокращении времени доставки товаров по железнодорожным и морским маршрутам. Проект охватывает не только порты и железные дороги, но и строительство технологической инфраструктуры для достижения глобальной внутренней связности с использованием технологий 5G, разработанных китайским технологическим гигантом "Хуайвей".

Германия и Франция многие годы углубляют партнёрство с Пекином. Париж, в частности, хвалится историческими связями с Китаем, тянущимися с ядерного сотрудничества Китайской General Nuclear Power Group (CGNPC) и ц┴lectricité de France (EDF) с 1978-го, как и аэрокосмического между Airbus и китайскими авиационными компаниями, которое длится с 1985 года.

В недавние месяцы Италия приблизилась к Инициативе в результате того, что новое правительство состоит из "Лиги Севера" и "Движения Пяти звёзд". Решение подписать меморандум о взаимопонимании между Пекином и Римом подчёркивает, насколько новое правительство хочет занять сбалансированную позицию между Вашингтоном и Пекином в определённых сферах. Именно таков и подход Германии, которая выбрала продолжение углубления связей с Москвой по углеводородам и "Северный Поток 2" на фоне давления Вашингтона. Более того, и Германия, и Италия подтвердили, что хотят полагаться на "Хуайвей" для введения и управления 5G трафиком, что фундаментально для мира, где доминирует Интернет.

Решение Германии, Франции и Италии продолжать сотрудничество с Москвой и Пекином в различных областях - это пощечина россказням подконтрольных американцам СМИ, нагнетающих страхи и пытающихся отбить у европейских политиков желание действовать в интересах своих стран и вести дела с Россией и Китаем.

Вашингтон продолжает неверно понимать, почему европейские страны столь решительно настроены воспользоваться возможностями, предлагаемыми Востоком. Недавний пример Италии легко понять. Итальянцы надеются, что Инициатива обеспечит столь необходимый стимул их производственным отраслям, которые в последние годы находятся в депрессии. Желание китайского капитала дать толчок экспорту произведённых в Италии товаров - движущая сила, стоящая за предложенным соглашением между Пекином и Римом.

В дополнение к очевидному и естественному желанию капитала, есть ещё и идея гарантированных поставок энергоносителей, как это делает Германия со строительством "Северного Потока 2" с Россией. Несмотря на сильное противодействие США, Берлин предпочитает собственные интересы в диверсификации поставок энергоносителей, избегая уступок давлению Вашингтона, желающего, что Германия полагалась на поставки СПГ из США по завышенным по сравнению с поставляемым Россией газом ценам.

Между политиками Европы существуют резкие разногласия, особенно если взглянуть на отношения Макрона и итальянца Сальвини или Мэй с её европейскими коллегами. Даже между Меркель и Макроном по-видимому есть заметные трения по энергетической независимости. Однако, несмотря на эти фактические расхождения, превалирующая тема в анализе - желание избежать подавляющего доминирования Вашингтона в пользу большего участия в концепции многополярного мира.

Ни одна европейская столица - будь то Париж, Рим, Берлин или Лондон - не намерена разрушать атлантический пакт с Вашингтоном. Это подтверждается при любом формальном случае. Однако, поскольку Пекин становится всё более и более важным в вопросах технологий или поставок капитала для инвестиций или экспансии бизнеса, перемены в глобальном порядке выглядят неостановимыми.

Последним препятствием остаются страны, по-прежнему тесно приверженные про-атлантистской политики и находящие в Пекине и, прежде всего, в Москве, отличный повод призвать Вашингтон к более активному вмешательству в суверенные дела Европы.Страны Балтии и Польша по-видимому предлагают политиканам Соединённых Штатов лучшие варианты посягательств в попытке повлиять на споры старого континента в отношении связей с Востоком. Рукотворные кризисы, созданные на Украине, в Сирии и Венесуэле тоже служат инструментом раскола европейских руководителей на противостоящие лагеря, создавая условия для уничтожения европейского сотрудничества с Востоком.

И вовсе не совпадение, что для стратегов США две величайших опасности представляют возможности Москвы и Пекина или Москвы и Берлина сотрудничать и координировать свои усилия. Треугольник Берлин-Москва-Пекин с добавлением Рима и Парижа представляет собой беспрецедентный сценарий для Вашингтона в смысле вызова американской гегемонии в Европе.

Ван Ивей, ведущий научный сотрудник Центра Китая и глобализации, во время исторического визита Си Цзиньпиня в Рим совершенно конкретно выразил изменение глобального порядка:

"При реализации плана сотрудничества 16+1 между странами Центральной и Восточной Европы и Китаем несколько стран подписали меморандумы о взаимопонимании с Китаем по совместному  выстраиванию действий в БМР*. Пока правительства 16 стран Центральной и Восточной Европы подписали меморандумы о взаимопонимании по сотрудничеству с Китаем по БМР. На данный момент, правительства 16 стран Центральной и Восточной Европы подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в БМР с Китаем. В рамках БМР было заключено  171 соглашение о сотрудничестве  между 123 странами и 29 международными организациям".

Примечание:

В 1930 году Банк Международных Расчётов (BIS) учреждался шестью Центробанками: Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии. Плюс к этому среди учредителей было несколько крупных коммерческих банков США (банков Уолл-стрит). А сегодня членами БМР являются уже 60 Центробанков.

У БМР крайне необычный юридический статус. С одной стороны, это действующая в швейцарской юрисдикции международная организация, обладающая соответствующими привилегиями и иммунитетами. С другой стороны, это акционерное общество, занимающееся определёнными видами финансовых и коммерческих операций. По инерции Банк международных расчётов называют наднациональным европейским институтом, но сегодня его членами являются Центробанки всех континентов. Поэтому он вполне заслуживает звания Глобального клуба Центробанков. За его пределами не осталось ни одного мало-мальски значимого Центробанка.

Распределение акций между членами БМР (данные 2011 года): Под номером один идёт Банк Италии, которому принадлежит 9,63% акций БМР. Далее следует группа из трёх Центробанков, у которых одинаковая доля, равная 9,17%: Банк Франции, Национальный банк Бельгии и Немецкий федеральный банк. На пятом месте находится Банк Англии с долей в 8,73%. Эта группа лидеров в совокупности владеет 48,87% акций БМР. С 6-го по 14-е место занимают банки следующих стран (%): Нидерландов - 3,17; Швеции - 3,16; Японии - 3,16; Швейцарии - 3,15; Финляндии - 1,96; Австралии - 1,76; Испании - 1,76; Канады - 1,73; Греции - 1,58. В совокупности указанные девять Центробанков дают ещё 21,43%. Места с 15-го по 23-е занимают Центробанки с одинаковой долей, равной 1,57%: Австрии, Румынии, Дании, Венгрии, Ирландии, Норвегии, Португалии, ЮАР. Это ещё 14,13%. Места с 24-го по 26-е занимают Центробанки с долей 1,46%: Болгарии, Польши, Турции. Это еще 4,38%. За ними следуют Китай (1,29%), Чехия (1,04%), Гонконг и Сингапур (по 0,78%).

Получается, что на половину Центробанков, являющихся акционерами БМР, приходится в общей сложности 92,7% всего капитала. Банк России мы находим во второй половине, и делит 31-41 места с долей всего лишь 0,59%. Ниже нас в основном экзотические с финансовой точки зрения страны, такие как Алжир, Филиппины, Сербия, Эстония, среди которых почему-то прозябают солидные Индонезия с Бразилией.

Распределение голосов между членами БМР: Первые пять мест занимают Центробанки, имеющие одинаковые доли голосов, равные 8,73%: Банки Италии, Франции, Бельгии, Германии, Англии. На шестом месте находится Федеральная резервная система США, имеющая долю в 7,24%.

Примечательно, что ФРС США получили такую "жирную" долю, не владея ни единой акцией БМР. В начале нулевых годов частные американские банки вышли из капитала БМР, а их акции были распределены среди других Центробанков-членов БМР. Доля их в капитале БМР несколько возросла, но дополнительные акции доли в голосах не прибавили. Зато в БМР появился уникальный новый член - ФРС США.

Группа лидеров из шести Центробанков в совокупности обладает 50,89% голосов и может принимать ключевые решения без консультаций с остальными.

Далее следуют Центробанки с одинаковой долей, равной 2,93%: Нидерландов, Швеции, Японии, Швейцарии. Итого по этой группе - 11,72%.

В следующей группе, имеющей по 1,46% голосов, Румыния и Венгрия и Чехия с 0,98%. ... и с 0,55%, рядом с Сингапуром и Гонконгом находится Россия, что выше Сербии (0,53%) с Эстонией (0,04%).

- Валентин Катасонов

Previous post Next post
Up