Месяц назад предпринимателей Донецкой Народной Республики на официальных сайтах ДНР, Минюста и Мин доходов и сборов ознакомили с
Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики № 193 от 26.05.2017г. «Об установлении местонахождения юридического лица». Обескуражили, если вкратце. Но давайте разбираться.
В соответствии с пунктом 1 настоящего Приказа до законодательного урегулирования установлено, что местонахождением юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации, может быть лишь здание или помещение, которое не относятся к жилому фонду.
Юридические лица, местонахождением которых является здание или помещение жилого фонда, должны привести свои учредительные документы в соответствии с требованиями пункта 1 настоящего приказа в течение 6 месяцев, со дня вступления в силу настоящего приказа.
Невыполнение, несвоевременное выполнение данного требования является основанием для прекращения таких юридических лиц.
Настоящий приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции ДНР 19.06.2017г., регистрационный № 2065, опубликован 21.06.2017 г. и вступает в силу со дня его официального опубликования (источник: официальный сайт Донецкой Народной Республики).
Исходя из вышеизложенного, предпринимателям, видимо, нужно поспешить с поиском нежилого помещения, если до этого регистрировались в своей квартире, и это никому не мешало, включая соседей.
Также это никоим образом не противоречило и основным законам, которые применялись в республике.
Так, ч. 1 статьи 93 ГК Украины установлено, что местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или размещения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (где преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета. То есть основополагающий закон никак не ограничивает место работы руководителя.
Тем не менее, для сомневающихся предусмотрена ответственность - в соответствии с Приказом № 193 за невыполнение, несвоевременное выполнение данного требования последует прекращение таких юридических лиц.
И снова обращаемся к ГК Украины, где статья 104 устанавливает, что юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. И юридическое лицо ликвидируется, среди прочих оснований, по решению суда о ликвидации юридического лица в случаях, установленных законом, по иску соответствующего органа государственной власти. Надо с лупой поискать в законе это основание.
Итак, что мы имеем на данный момент. Это приказ Министерства доходов и сборов, которым все юридические лица обязываются внести изменения в свое местоположение на офисное нежилое помещение как на бумаге в реестр, так и фактически.
Приказ министерства - это совсем не постановление Совета Министров, которым определен порядок регистрации юр.лица, и не закон, поэтому представляется необоснованным регулирование правоотношений подведомственным органом с изменением коллективного решения Совета министров либо Совета депутатов. Это если по букве закона.
А если по реальному положению вещей, то наше государство находится не в самых выгодных условиях, предприниматели, которые остались, работают и обслуживают население и само государство не в самое мирное время и не в самом мирном месте. При этом юридические лица по решению Министерства доходов и сборов вынуждены арендовать офис, что логично усилит финансовую нагрузку на предприятие. Также следствием этого приказа можно ожидать закрытие работающих предприятий и переход собственников к работе в форме ФЛП. А это, в свою очередь, ограничивает в выборе контрагентов, те же гос. органы и предприятия предпочитают заключить договор с юридическим лицом, а не с физ.лицом-предпринимателем, от которого можно ожидать всякого.
Будем надеяться на то, что пилить сук, на котором находится бюджет Республики, не решатся, ведь все хорошо видят, к чему это приводит в Украине.