Вера в неверу

May 24, 2023 10:02

Упоминая о трех категориях отношения к сверхъестественному, примеров я пока не приводил. Есть желание исправить немного эту ситуацию.
Как говорилось, есть те, кто верит в бога, есть те, кто в бога не верит (за отсутствием предмета веры), есть те, которые верят в свое неверие (вне зависимости от того, во что они "неверят").
Про первую категорию было сказано уже немало, о них можно и не упоминать особенно. Про вторую - тоже понятно. Те, кто ориентируется только на объективную реальность и оценивает мир по вполне осознаваемым и ощущаемым откликам на стимулы, могут спокойно воспринимать любые вызовы реальности, не выходя за пределы био-социального гомеостаза.
Но вот третья категория - самая занятная.
Люди, которые манифестируют свое неверие во что-то конкретное, зачастую умудряются верить (то есть, воспринимать, как данность некие иллюзорные конструкты) в то, что весьма далеко от действительности. Это чем-то напоминает искреннюю радость ребенка, который перестал верить в Деда Мороза (он же уже ж взрослый почти!), но искренне верит, что булки растут на деревьях. (Ну, или в то, что капиталист искренне стремится к благу всех своих рабочих в ущерб собственным доходам. Или в то, что американцы были на Луне).
Да и «вера в неверие» их весьма лабильна и зачастую зависит от силы внешнего воздействия на сознание и восприятие.
Вспоминается один «юноша бледный со взором горящим», который, искренне считая меня страшным чОрным колдуном и прочим чернокнижником, долго требовал от меня разного рода ритуалов и обрядов уж-жасной чОрной магии в стиле сатанизма. Он свято верил в то, что его иллюзия жизнеспособна, что никакого бога нет, что можно достичь неких высот в чОрной же магии и во многое, столь же занятное.
Однажды он мне прислал сообщение на телефон о том, что у него умерла мать и пропал на годы.
А спустя эти самые годы он вновь появился в поле моего внимания, но уже в несколько иной ипостаси. Видимо указанное событие так на него повлияло, что он стал, как теперь принято говорить, «истинно верующим».
Долго уговаривал меня уверовать в бога, требовал покаяния и проявлений «искренней любви к ближнему». Укорял меня за неуступчивость в вопросах веры, грозил проблемами в загробной жизни, сожалел, что я слеп и не способен ощутить всей благости веры.
И это только один из многих примеров такого рода верующих-неверующих, которых событийный мир кидает из стороны в сторону, болтает, как… э-э-э льдинку в проруби, никак не давая возможности вынырнуть в реальность.
Можно сказать, что реальный атеизм - знание о том, что не определено, что не сформулировано, но требует некоего поклонения, а поэтому и не существует. А вот "вера в неверу" - признание существования любого смыслового конструкта, вне зависимости от того, существует его образ в реальности или нет.

психология социального поведения, религия, магия, посттравматический синдром

Previous post Next post
Up