"Не терплю крови" (с) Клетчатый, он же Ник Николсон

Aug 22, 2022 11:32

(В названии - цитата из фильма по сборнику Роберта Льюиса Стивенсона "Клуб самоубийц")
(И - да, речь пойдет о литературе в целом...)

В медийном пространстве появилось сообщение о гибели сами знаете кого. Ну, дочки широко известного в узких кругах страстного брадолюбца Дугина.
Я, сказать откровенно, до вчерашнего дня про нее и не слышал даже. Да и в настоящий момент не понимаю, отчего эта новость так многих взбудоражила?
Каждый день в мире умирают сотни тысяч людей. И значительный процент - таки именно насильственной смертью.
И что-то не слыхать столь массового "горя" по каждому.
Вывод: "это ж-ж--ж - неспроста!"
Впрочем, это тоже не важно.
Я вообще не люблю, когда кого-то убивают. Принципиально.


Хотя в этом месте необходимо вставить некую литературную ремарку:

"Хороша ль, плоха ли весть-
Докладай мне все как есть!
Лучше горькая, но правда,
Чем приятная, но лесть!
Только если энта весть
Снова будет - не бог весть,
Ты за эдакую правду
Лет на десять можешь сесть!."

Л. Филатов "Сказ про Федота-стрельца"

...поэтому от личного неприятия убийств, как таковых, перейду сразу к навязанной психологической девиации социального поведения.

Аналог - известное произведение Стефана Цвейга "Нетерпение сердца".
Кто-то предположит, что повесть эта про то, что нужно быть милосердным, кто-то про то, что нужно быть толерантным.
А есть и предположение, что можно навязывать окружающим некий комплекс вины за то, что одни "квадратные", а другие - "треугольные". Кто-то обязательно должен испытывать вину за то, что другие страдают (иногда жестоко) по вине третьих. И при этом желательно еще и компенсировать всячески страдания других, о чем третьи не просто не задумываются (задумываются, порой, и весьма активно), но и получают от этого некие преференции. И именно за счет этих "первых", которым навязали страдания и переживания.

Ну, это я так, ради разминки пишу. Поскольку понимаю, что в 999 промилле случаев людям объяснить что-то, связанное с их иллюзиями принципиально невозможно.

"Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…!" (с) А.С. Пушкин

Матёрый был человечище, глыба. Как и Толстой, однако. Видел многое...

Да, вот, наверное, и еще одно достаточно старое литературное произведение. Корней Чуковский "Бяка-закаляка".

"Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это - козочка рогатая.
Это - ёлочка мохнатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой».

«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»

«Я её боюсь!»

1923 г.
(Там, кстати, тоже весьма грустная история с дочкой Корнея Ивановича.)

Но написано - прямо, как про нашу современность. Что характерно.

Так вот, резюмируя.
Время идет, а ситуация не улучшается. В смысле осознанности "ан масс", как говаривал старик Выбегалло.
Посему и приходится вспоминать другого старика - Эзопа. Хотя, по ощущениям, и это становится бессмысленным.
Да ладно, вспомним еще одно литературное произведение - Бушков А.А. "Летающие острова". (Кстати, весьма неплохо написанная вещь. Еще с тех времен, когда, по всей видимости, он сам писал свои книги).
"Форброны чувствуют беду, ты сам прекрасно знаешь древнюю историю наших псов… Когда молодой здоровый форброн умирает так, как умер Дуфи, это может означать только одно. Он лизал мне руки, просил прощения, что бросает меня, но этого знания, такого ужаса он вынести не смог. Тогир, это конец. Я больше не могу умолять - нет сил. Но время еще есть. Возможно, Белой Тревоге еще будут предшествовать Синяя с Красной. Или одна Красная." (с)

Так вот, я - не форброн. Я не стану умирать от страха. Как сказал старик (опять старик!) Рабинович в том анекдоте - "Не дождетесь!".

И - да, формирование ассоциативно-образного пространства тоже вполне себе рабочий метод в психологии социального поведения.

"Пусть кто-то скажет - "лютый бред!"
Нам до того и дела нет!
Реки невнятно, жги глаголом...
Король-то остается голым."

ассоциативное, искусство, литература, психология, социальная психология

Previous post Next post
Up