Взгляд сквозь иллюзию на примерах.

Mar 26, 2017 19:00

Вот неоднократно приходилось вступать в дискуссии на тему реальности и иллюзорности. Главным аргументом оппонентов было утверждение, что всякое мнение субъективно, всякое восприятие зависит от того, кто воспринимает, что весь мир нам только кажется. Приводили цитату про ту пещеру, на стенах которой мы видим игру теней от входа.

И все-таки я придерживаюсь того мнения, что объективная реальность, не зависящая от нашего восприятия, существует сама по себе и вполне может обходиться без нашего субъективного мнения о ее сущности.

А примеры…

Ну, начнем с самого тривиального. С того, как в фильмах представляют себе реалии космоса.

Вот смотрел я давеча фильм «Пасажиры». Ну, разумеется, «пробник» в торрента. Смотрел и там, внутри дико веселился.
Летит, стало быть, космический корабль. Большой и дизайнерски навороченный. Понятно, что среднестатистический гуманитарий слабо себе представляет кинематику, динамику, и вообще классическую физику. Поэтому космический корабль как-то неоправданно крив. Сложная конструкция корпуса никак не оправдана с точки зрения инженерии. Но - кузявисто. Завлекательно. Эстетненько.
Ладно про внешний вид. Это - долгая и красивая работа трехмерщиков.

Главное - в другом.
Попадает в корабль, панимаашь, метеорит. Попадает не просто так, а пробив некое силовое поле. (Вот про поле заметим отдельно. Оно в принципе на корабле есть, следовательно, есть технологии, которые используются для его создания. Запомним).

Метеорит попадает не просто так, а в некий жизненно важный узел. То есть, настолько важный, что его неисправность приводит к дестабилизации работы главного ядерного генератора, который из-за этого может просто взорваться. Оно все красиво и правильно, если не учитывать параметр времени. Метеорит попадает в важный узел, идет некий незначительный сбой, который приводит к пробуждению одного из пассажиров, а потом - … аж на два года как-то замирает во времени, практически ничем себя не проявляя. Ну, какая связь между компьютером, управляющим реактором и компьютером, который управляет системой гибернации - вопрос вообще открытый. Но допустим, что связь есть, и все именно так и могло произойти.
Но вот как критическая поломка замерла на два года - вообще странно. А вот аккурат через два года внезапно оказывается, что как-то резко начинает ломаться весь корабль. По кусочкам. То гравитационное поле отключится, то - роботы-уборщики начинают рассыпаться.

Вот тут особо интересно. Представьте, у вас сгорела ПЗУ вашего компьютера. Что происходит? Правильно, компьютер перестает работать штатно и только попискивает с материнской платы условными сигналами BIOS-а. Мол, хозяин! Фигня приключилась, ПЗУ сдохло, менять надо, однако!
А вот представьте теперь, что в связи со сдохшим ПЗУ у вас - развалилась и сгорела …мышь! Причем, сгорела в прямом смысле - с эффектами и разваливанием на куски.

Ну, нормальный пользователь компа тут же подумает, что это он сам допился до зеленых чертей и взрывающихся мышей… и будет прав. Но не такие лохи создатели фильма. У них, если значимая часть системы управления повреждена метеоритом, то роботы-уборщики просто обязаны начать разваливаться… через два года. То есть, сбой чисто программный, а сыплется механика.
Ну, пор такую мелочь, как системы роботизированной диагностики и восстановления говорить как-то неудобно. То у них все системы неоднократно дублированы, то - из-за одного блока дохнет весь реактор.

При этом еще одна странность.

Весь экипаж спит в гибернационных камерах. А система ремонта управляющей структуры главного компьютера рассчитана исключительно на ремонт посредством живого человека.

Во всех фантастических романах нормальным явлением считается то, что на таком корабле всегда есть дроиды, которые производят ремонт в автоматическом режиме, или некий дежурный экипаж, который трудится вахтовым методом по нескольку недель, месяцев, лет, постоянно сменяясь. И - то просыпаясь, то гибернируясь снова. Потому, что - ну, мало ли? Вот такой сбой нарисуется, и тут же прибегут дежурные, да и заменят с помощью лома, топора и какой-то матери сгоревший блок. Высокие технологии космического века, однако!
На данном корабле - это не так. На нем летят прекраснодушные мечтатели, которые вообще не позаботились о системах автоматического ремонта, и это при том, что камеры гибернации у них - одноразовые. Хотя и ни разу не понятно, с какого перепугу? И как вообще создатели корабля могли такое угробище в космос выпустить?

Дальше больше, хотя больше и некуда.

Главный герой и евойная героиня рискуя жизнью меняют испорченный модуль системы управления на новый, хороший. Причем, момент смены является критическим, поскольку при выемке сломанного модуля из корзины пламя в реакторе начинает вести себя особенно разнузданно. Полыхает так, что оторопь берет.

И сразу у меня возникает вопрос - а чего это оно до этого так не полыхало? Модуль-то - сломанный был! То есть, что он в корзине, что вынут - те же фаберже, только вид сбоку.
И уж вообще бестактный вопрос, а чего это пламя реактора было просто так в помещении полыхающим, а не, скажем, в той же силовой ловушке, раз уж технологии такого рода вовсю использовались в системе защиты от метеоритов с дикими, замечу энергиями (если учитывать, что метеориты были в несколько килограммов с виду, а скорость корабля - половина световой по утверждению персонажей. Это, кстати, попробуйте пересчитать по формуле Е= M V квадрат пополам. Там дикие энергии получаются. Стало быть и сдержать выделяемую энергию реактора - не фатальная задача-то ).
Да и это пол-беды. Эту самую энергию, которая трансформировалась к некий сгусток пламени, герои тривиально выкидывают из реакторного зала путем выбрасывания в космос… Тут я вообще отфалломорфировал.

Они его пытаются опять-таки, в ручном режиме прихлопнуть чем-то, отдаленно напоминающим механический кузнечный молот. Раз прихлопнули, два… а оно не прихлопывается, живет своей жизнью. Да и по приказу из рубки не торопится выкидываться из корабля, поскольку там еще и шлюз заклинило.
И далее - а чего это они взялись выкидывать пламя, а не элементы реактора? Или у них, как всегда, пламя - есть самостоятельный физический объект, который ведет себя, как бог на душу положит?

Но и это еще не самое дно.

После благополучного запуска реактора возобновляется работа двигателя космического корабля. Что происходит в таком случае? Правильно, корабль начинает двигаться с ускорением.
Но этого мы ни разу не видим, когда наблюдаем за выброшенным в космос главным героем, которого догоняет героиня, грамотно привязанная к кораблю тросом.

Полное ощущение, что и корабль, и герои просто висят в невесомости и двигаются без учета каких-либо дополнительных сил.
Это, кстати же, касается и эпизода после пробуждения ГГ, когда он на лифте едет в главную рубку. Там тоже имеет место невесомость, хотя корабль идет с ускорением - двигатель-то работает.
В общем, смысловых ляпов в фильме выше крыши. Я еще не стал упоминать чисто социальный аспект. В том смысле, что выживание двоих людей в отрыве от социума - вещь не сильно вероятная. То есть, если за первый год своего одиночества ГГ едва не свихнулся, то вот следующие несколько десятков лет вместе с одной женщиной он вполне смог прожить долго, счастливо, в полном сознании и здравом рассудке, сотворив параллельно некое подобие эдемского сада внутри корабля.

То есть, вот еще одна иллюзия - утверждается, что семейное счастье типа «с милым рай в шалаше» даже на необитаемом острове - есть реальность.

Зато - красивая графика. И пиплы увлеченно хавают эту баланду. И все больше привыкают к иррациональности восприятия.
И комедия случайностей, и трагедия случайностей, и драма случайностей… зрителя медленно, но неотвратимо приводят к мысли о том, что вся жизнь - вообще череда случайностей, что закономерностей тем более исторических, социальных - нет и быть не может. Что есть некая божественная предопределенность случайностей, которые люди просто должны принять, как данность и не рыпаться. Что, кстати, постоянно утверждал (хоть и несколько в иносказательной форме) еще один персонаж - андроид-бармен (оказывается, есть, есть андроиды на корабле! Вот только функция у их какая-то идиотская - бармен без ног, с ограниченным функционалом).

И попробуйте зрителям сказать, что фильм - халтура (за исключением, как сказал, визуальных эффектов). Зрители привыкли уже к тому, что невероятное - вероятно. А там и до религиозного мышления - пара шагов не напрягаясь.

Что и требовалось кукловодам.

кино, взгляд сквозь иллюзию, фантастика

Previous post Next post
Up