Несколько слов о современных политических химерах

May 26, 2015 13:00

(Номерные сноски, которые есть в тексте - не интерактивны. Просто прокрутите до низа страницы и смотрите соответствия номеров сносок)

Возникают в последнее время весьма странные химеры [1], суть которых, казалось бы, вполне очевидна для человека логически мыслящего. Однако практика показывает, что именно такие химеры становятся неким гипноглифом [2] для огромного количества людей. Гипноглифом, заставляющим воспринимать иррациональное в качестве разумного и возможного.
Одним из таких химерических моментов является идея совмещения в единое целое идеологии коммунизма и христианства (в частности - православия).

Вот тут - http://antonisakov.livejournal.com/181234.html - имеет место пример такого рода рассуждений, густо замешанный на некоторых политических знаковых реперах, точках ориентации. Таких, например, как движение «Суть времени», Сергей Кургинян.

Основным концептом явилась пара тезисов:

1) Синтез религии и коммунизма не только разумен, он является безусловным залогом будущего. И если раньше это казалось смесью ужа и ежа, то теперь об этом говорят всё чаще и чаще.

2) Движение "Суть времени" и Сергей Кургинян, говорят об этом уже несколько лет. Вообще, существует странная тенденция, подхватывать идеи Кургиняна, после того как он их озвучил. Подхватывать, без ссылки на источник. На мой взгляд, это не очень красиво, хотя и не так важно, ведь главное, чтобы эти идеи обретали жизнь.


Я позволил себе прокомментировать эти тезисы следующим образом:

Идея объединения православия и коммунизма принципиально бессмысленна. И работает исключительно в качестве пропагандистского мема (причем, черного мема), который используется для того, чтобы внести полную сумятицу и безумие в саму суть принципа социальной справедливости.
Тот, кто такую идею предлагает и пропагандирует, или не читал библию и труды основоположников коммунизма, или принципиально не владеет логическим мышлением.

Это - две диаметрально противоположные идеологии. Первая основана на абстрактных фантазиях, древних мифах и допущении иррациональных явлений, вторая - на научном подходе, строго логичной концепции развития мира и его взаимосвязях.
При такого рода "объединении" православие-то выживет и прекрасно адаптируется к новым реалиям. А вот коммунистическая идея однозначно накроется шайтаньим хвостом. Откровенно говоря, меня сильно поражает, что разумные люди могут этого не понимать. Или они лукавят с корыстными и даже прямо скажу - шкурными целями, когда говорят, что подобное возможно.


На что мне была предъявлена претензия по поводу необоснованности моей позиции.
Так что - постараюсь обосновать.

Нет, я понимаю, что человек, знакомый с основами логики, знакомый с общими принципами дачи определений вообще, знакомый с конкретикой определений понятий «коммунизм» и «религия» даже вопроса такого задавать бы не стал.
Но это - знакомый с таковыми принципами. Если же люди находятся в состоянии определенной «загипнотизированности», основанной на безоговорочном доверии к тем или иным мемам, то, безусловно, разъяснения требуются.

Итак, начнем с простого.

Определение понятия «коммунизм» и «научный коммунизм» дается по ссылке [4].
Главное, что нужно понимать, это то, что в самом понятии присутствуют следующие качества:

1) Общество сознательных тружеников. Что означает невозможность для человека коммунистического общества (или стремящегося к оному) наличие иррациональных идей в качестве идеологической основы. Невозможность принятия на веру чего-либо, принципиально недоказуемого или мифологичного. Коммунистическое мировоззрение, таким образом, предполагает однозначный и безусловный атеизм.
2) Невозможность одновременного принятие идеологии социальной свободы (свободы от угнетения человека человеком) и принципа «всякая власть - от бога».
3) Невозможность совмещения научной парадигмы и религиозного мировоззрения.

Принцип прост: научный метод [5] принципиально предполагает движение от простого к сложному, отсутствие конечной реализации совершенства (невозможность существования полного и всеобъемлющего знания в настоящий момент, поскольку тогда вся идея науки становится бессмысленной). В религиозном же представлении имеется некая абсолютная величина, в которой существуют ответы на все вопросы, которая находится вне естественного порядка вещей, но при этом создает этот порядок.

Самое же главное заключается в том (если рассматривать именно онтологическую [6] составляющую вопроса), что мироздание в науке представляется, как сложная системная структура, которая способна эволюционировать, развиваясь от простого к сложному, либо деградировать от сложного к простому, изменяясь по закону сквозной или вероятностной логики [7] на основании принципа причинности [8] , а также на основе принципа непрерывности действия и времени, но ни в коем случае не начиная с полного совершенства, после которого может идти только непрерывная деградация. И уж ни в коем случае не опираясь на то, что в религиозных концепциях называется чудом [9].

В религиозных же установках основой основ как раз является наличие некоего сверхъестественного образования, именуемого «богом», которое:

1) принципиально невозможно к постижению
2) находится вне действия логики, поскольку имеет мифическую возможность совершать «чудеса», то есть инициировать события, у которых нет вообще никаких предшественников во времени
3) выдает некие рекомендации, которые строго формализованы и не допускают возможности изменений (как абсолютная аксиома, невозможная к доказательству)
4) в социальном плане допускает (и даже регламентирует посредством «священного писания») принципиальное социальное неравенство
5) при большом количестве религиозных направлений, течений, сект не имеет возможности доказательно описать единственную достоверность той или иной секты или течения

Это - онтологически.

На социальном уровне коммунистический вектор предполагает возникновение в будущем бесклассового общества, основанного на равноправии всех его членов, на обобществлении средств производства (это особо важный вопрос), на невозможности эксплуатации человека человеком, то есть - невозможности получения материальных или идеальных (интеллектуальных, эмоциональных и т.д.) благ без их компенсации, высокий уровень сознательности каждого члена, заинтересованность всех членов общества в каждом, возможность реализации каждого в той области, к которой он имеет склонность, а исключением тех, в которых возможно причинение вреда окружающим и т.д.
Вообще, о коммунистическом векторе можно говорить много, обуславливая его самостоятельность относительно вообще любого религиозного мировоззрения.

Однако перейдем к религиозному мировоззрению как таковому.

Мировоззрение человека определяется прежде всего тем, как он решает вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, вопрос о том, как относится наше знание к окружающему миру - можем ли мы познать его или нет. Этот вопрос называется основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим.
Научное, материалистическое мировоззрение исходит из того, что первичным является бытие, материя. Материя - это та основа, которая в своем развитии порождает сознание и предопределяет его развитие. Сознание является вторичным, производным от материи. В своем сознании человек отражает окружающий мир.
С противоположных позиций решает этот вопрос религиозное мировоззрение. Первичным провозглашается некое духовное, нематериальное начало. Во всех религиях этим началом является бог, обладающий абсолютной мудростью и всесилием, творец и управитель мира, во власти которого находятся судьбы мира и человечества.
Материалистическое мировоззрение признает познаваемость окружающего мира. Человеку доступно познание законов развития природы и общества, сущности предметов и явлений действительности, что предопределяет возможность преобразования мира.
Религия, признавая существование всемогущего бога, считает, что человек может познать лишь то, что допустит бог. Таким образом, различное решение основного вопроса философии определяет и различный подход к окружающему миру.

Так вот, коммунистическое мировоззрение принципиально не может не быть атеистическим, поскольку предполагает научную основу познания мира, а та, в свою очередь, опирается именно на материалистический базис.
Как уже неоднократно говорилось, обосновывалось и писалось, не может существовать информации [10] вне материального носителя. Отсюда любая идеология, основанная на идеалистическом подходе, принципиально несовместима с идеологией коммунизма.
Но идеалистический подход не есть только и исключительно подход философский.
Он во многом оказался важен и необходим в вопросах социального поведения.
В частности, религиозные философские концепции были исторически востребованы именно в механизмах целенаправленного и сознательного принуждения людей к выполнению своих функций в качестве участников социальных страт. То есть, при жестком классовом разделении.
Религия вообще возникла именно тогда, когда понадобилось некое «теоретическое» обоснование для легитимизации власти сильнейших над теми, кто их содержит.
Основа основ любой религии состоит в том, что она оправдывает существование социального неравенства, что закрепляет на формальном уровне наличие слоя рабов и наличие слоя господ.
«Нет власти, которая не от бога». «Кесарю - кесарево, богу - божье». Вообще, на данную тему было произведено немало исследований, описаний и так далее. Мне тут нет нужды лишний раз повторять очевидные вещи.
Лучше скажу то, что очевидно далеко не для всех.
Пока идет вот эта новая очередная битва за скрещивание «ужа с ежом» в надежде получить не химеру а добротные «два метра колючей проволоки», как-то мимо внимания почтеннейшей публики проходит тот факт, что основная концепция данных споров заключается вовсе не в попытках совместить некоторые фразы из библии с фразами из «Кодекса строителя коммунизма».

Вопрос стоит иначе - как реализовать тандем «Окна Мергена» [11] и «Окна Овертона» [12] в битве за сознании потребителей массовой информационной волны за

1) Дискредитацию коммунистической идеи путем скрещивания с мракобесием
2) Легитимизацию религии путем «перекраски» в идеологию социальной справедливости

Отсюда и возникает мое сильное опасение того, что в сознании новых поколений отсутствует навык логического мышления, отсутствует какая-либо защитная реакция на попытки манипуляционного внедрение в сознание принципиально антагонистических понятий, как единого целого.
Религия всегда была и будет верным слугой любой власти, какой бы антинародной она ни была. И редкие примеры противопоставления деятельности отдельных клириков реалиям никогда не являлись доказательством того, что общая система клерикализма в любом ее виде есть система, которая реально стремится к совершенствованию самого человека и его социального пространства.

И еще один крайне важный момент.

В антитезах людей, которые начинают защищать теми или иным образом совмещение христианства (в любой его форме) и коммунистической (социалистической) идеологии, как правило, проскакивает следующее: «Мне кажется, что… (далее - интерпретация религиозных постулатов в виде варианта их адаптации к постулатам социальной идеологии)», «Я считаю, что… (далее - аналогично)», «По моему мнению… (опять же - аналогично)».
В данном случае идет то же самое переосмысление для конкретной личности, в конкретных условиях, создания новой, исключительно личностной мифологии, которая не обоснована ничем, кроме собственной фантазии - «Мне хочется, чтобы было так, поэтому так оно и есть».
Что, опять-таки, является вариантом алогичного, иллюзорного, идеалистического мышления, не отягощенного реальной действительностью.
Беда только в том, что люди, которые подверглись такого рода иллюзорными мифо-атакам, начинают и в реальности пытаться действовать в соответствии с этой искаженной «идеологической картой».
Что, разумеется, не может не приводить к фатальным последствиям как в политическом, так и в социальном, а также в психологическом плане. Но это уже предмет отдельного разговора.

Глоссарий

[1] Химе́ра (др.-греч. Χίμαιρα, букв. «молодая коза») - в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле - необоснованная, несбыточная идея.

[2] Гипноглиф (от слов: гипноз и глиптика) ассоциирован по тексту фантастического рассказа Джона Энтони «Гипноглиф» в 1988г. В настоящее время одним из смыслов термина является некий предмет, действие, символ, который способен оказывать на человека гипнотическое влияние. В общем случае можно сказать - гипносемантика, то есть - гипнотическое воздействие символьных структур в целом.

[3] Гли́птика (от др.-греч. γλύφω - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах. Одно из наиболее древних искусств.

[4] Коммунизм (от латинского Communis - общий)
1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства;
2) в более узком значении - высшая по сравнению с Социализмом ступень (фаза) развития этой формации - «... бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1972, с. 62).


[5] Научный метод
- система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т.д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество. Н.м. предполагает:
достаточно устойчивую и ясную систему категорий, служащих координатами научного мышления;
определенную систему ценностей, на которые ориентируется в своей деятельности ученый;
специфический отбор методов обоснования полученного знания;
ряд общих регулятивных принципов, соответствие которым желательно, но не обязательно;
особые, специфические для каждой научной дисциплины правила адекватности;
определенные образцы успешной исследовательской деятельности в конкретной области.
Система научных категорий является совокупностью наиболее общих, фундаментальных понятий, играющих роль форм и устойчивых организующих принципов научного мышления. В числе категорий: бытие (существование), время, пространство, изменение, детерминизм, рациональность, ценность, истина, убеждение, знание и т.д. Одни категории касаются мира самого по себе, другие - познания его человеком; перечень категорий не может быть исчерпывающим. Категориальная структура научного мышления распадается на подсистему абсолютных категорий, приложимых к отдельным объектам, и подсистему сравнительных категорий, приложимых к парам, тройкам и т.д. объектов. Так, «время» как свойство представляется динамическим временным рядом «прошлое - настоящее - будущее» («было - есть - будет»); время как отношение - статистическим временным рядом «раньше - одновременно - позже», не предполагающим «стрелы времени»; «добро» как свойство выражается понятиями «хорошо - безразлично - плохо», как отношение - понятиями «лучше - равноценно - хуже», и т.д. За каждой из категориальных подсистем стоят особое видение мира, свой способ его восприятия и осмысления. Подсистема абсолютных категорий тяготеет к представлению мира как становления, потока; в подсистеме сравнительных категорий мир предстает как нечто сложившееся и не порождающее нового. В русле видения мира как становления идут гуманитарные и нормативные науки; к этому же видению тяготеют и те естественно-научные дисциплины, которые занимаются изучением истории исследуемых объектов. Остальные естественные науки, а также социальные науки ориентируются преимущественно на представление мира как постоянного повторения одних и тех же элементов, их связей и взаимодействий.


[6] Онтоло́гия - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

[7] Вероятностная логика - логическая система, в которой высказываниям соответствует непрерывная шкала значений истинности от 0 до 1, причем нуль приписывается высказыванию о невозможном событии, а 1 - практически достоверному. В.л. формально можно рассматривать как разновидность многозначной логики, которая оперирует дискретными значениями истинности, а В.л. - непрерывным множеством значений в интервале от 0 до 1. Поскольку появлению случайного события из статистического коллектива можно приписать некоторую вероятность, то такую же вероятность можно соотнести с высказыванием, характеризующим это событие, а тем самым установить соответствие между событиями и высказываниями о них. В.л. опирается, однако, на логическую интерпретацию вероятности, в которой последняя рассматривается как отношение между посылками и заключением индукции. Первые системы В.л. возникли именно в рамках логической интерпретации, нередко логическую вероятность называют также индуктивной вероятностью.

[8] Причинность - (каузальность; от лат. causa - причина) - определенное внутреннее отношение между явлениями, такая их связь, при которой всякий раз за одним следует другое. Причина - это явление, вызывающее к жизни др. явление; результат действия причины - следствие.
В старину между стенами здания, подлежащего сносу, помещали прочный железный стержень и разводили под ним костер. От нагревания стержень удлинялся, распирал стены, и они разваливались. Нагревание здесь причина, расширение стержня - ее следствие.
Камень попадает в окно, и оно разлетается на осколки. Молния ударяет в дерево, оно раскалывается и обугливается. Во всех случаях одно явление (причина) вызывает, порождает, производит и т.п. др. явление - свое следствие.
Причина всегда предшествует во времени следствию. Сначала железо нагревается, а затем начинает расширяться. Окно раскалывается не до удара камня, а после него и т.д. Основываясь на этом очевидном свойстве П., человек всегда ищет причину интересующего его явления только среди тех явлений, которые предшествовали ему, и не обращает внимания на все, что случилось позднее.
Далее, причинная связь необходима: всякий раз, когда есть причина, неизбежно наступает и следствие. Вода при нормальном атмосферном давлении нагревается до 100°С, закипает и превращается в пар. Можно миллион раз нагревать воду до кипения, и она всегда будет переходить в пар. И если бы при миллион первом нагревании этого вдруг не произошло, мы должны были бы сказать, что между нагреванием воды и превращением ее в пар нет причинной связи.

[9] Чудо - событие, не согласующееся с известными законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, а обусловленное влиянием чего-либо сверхъестественного (в том числе особых сил людей или каких-либо мифических существ).

[10] Информация - «Информация, в самом общем ее понимании, представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы».
(Глушков В. М. О кибернетике как науке. Кибернетика, мышление, жизнь. - М. 1964.)

[11] «Окно Мергена» - политический механизм изменения общественного сознания в пользу тех или иных государственных интересов (не путать с интересами населения государства) путем «очернения», делигитимизации устоявшихся морально-нравственных величин. Переоценка существующих идеологических ценностей в сторону их негативного искажения в пользу имеющейся на данный момент государственной идеологии.

[12] «Окно Овертона» - модель в политической философии, призванная объяснить направление государственной политики через зависимость от общественного мнения: из всех возможных вариантов политики на уровне государства поддерживаются лишь те, которые попадают в определенный промежуток - «окно Овертона», другие идеи отметаются как слишком радикальные. Изменения государственной политики связаны со сдвигом окна Овертона в ту или иную сторону. То есть, в реальности «окно Овертона» есть политико-пропагандистский метод легитимизации недопустимых с точки зрения общественной морали явлений.

окно Овертона, коммунизм, политика, религия, идеология, окно Мергена, социальная психология

Previous post Next post
Up