По поводу современной предпраздничной вакханалии

May 07, 2015 10:51

Для любого умного человека в нашей стране не представляет секрета соображение о том, что разгул подготовки к празднику Победы - не более, чем грамотный ход властей, чтобы добиться двух важных эффектов: создать впечатление того, что эта власть имеет какое-то отношение к победе Советского строя над строем капиталистическим, фашистским, и, что уж там, срубить много денег на одной из главных страстишек современников - на фетишизме.

Вот о последнем хотелось бы подробнее.

Недавно встречался с одним представителем солнечной Израилевки. Интересный малый. Самовлюбленный до экстатического состояния. Некий супер-пупер целитель, услугами которого, по его словам, пользуется едва ли не все местное митрополитбюро, который лечит миллионеров. Ну, опять же, по его словам. А в Россию на этот раз он приехал не в качестве целителя, нет. Тут бери выше! Его пригласили на организацию предпраздничных мероприятий! А когда я спросил его, что за мероприятия, он на голубом глазу ответил, что под «мероприятиями» подразумевается массовая торговля всякого рода бижутерией - символикой Дня Победы. Ну, там, разные флажки, свечечки, ленточки, пилотки, прочая какая дребедень.
Как говорится - ничего личного, просто бизнес.
И он невероятно прав! Потому, что страсть к фетишам - штука жуткая, захватывающая, иррациональная.

Мне отчего-то сразу вспомнился фильм «Шокирующая Азия». Там, если кто помнит, показывали в одном из эпизодов, как для японских секс-шопов делают некоторые фетишистские приблуды. Например, молодые девушки носят полдня красивые трусы, а потом заталкивают их, пропитавшиеся женским запахом, в красивые такие герметичные баночки с фотографией этих самых девушек. Оказывается - данная продукция имеет успех у несчастных японцев, которые получают истинное удовлетворение, мастурбируя в процессе внюхивания в себя запаха этих трусов.

Мне вот интересно, а вообще кто-то реально осознает, что все эти «битвы символов» для современного молодого и не очень поколения - не более, чем классический фетишизм?
Да, над страной развевается власовский триколор. Кто-то считает, что его надо убрать. Как будто от этого в стране изменится социальный строй. Кто-то считает, что на него надо едва ли не молиться, потому, что «еслинепутинтокто».
Кто-то люто бьется за верность-неверность георгиевско-гвардейской ленты.
Кто-то переживает из-за того, что «искажают историческую память».
Кто-то…

«Да-да, эт все верно, эт все правильно, да, протокол написан верно… Но есть и другая сторона медали» (с) (тов. Саахов)

Так вот, другая сторона медали в том, что все эти «битвы символов» имели бы смысл только в том случае, если бы под ними было что-то большее, чем классическое стремление доказать всем и каждому, что у конкретного спорщика язык лучше подвешен.
Если бы была реальная сила, которая могла бы быть противопоставлена той злобной и бессовестной силе, которая делает свой скромный миллионный гешефт на стремлении наших сограждан сделать вид, что и они тоже каким-то образом причастны к той Победе, за которую отцы и деды платили кровью и жизнями.

И которую потомки бездарно продали за стеклянные бусы, бумажные фантики и блестящие погремушки.

И не стоит так удивляться, когда капиталистическая власть с тщанием и рвением занимается пропагандой фетишей. Ей нечего их опасаться.
Если в прошлом за командирские кубари на гимнастерке попавшего в плен раненого советского воина могли расстрелять (и расстреливали), если партбилет, полученный солдатом перед смертельной атакой был не только стимулом к светлой ярости, но и однозначным приговором при попадании в плен (и, по сути, был клятвой не отступать и не сдаваться), если ребенка, сыгравшего на скрипке «Интернационал», фашисты расстреливали не задумавшись ни на секунду, то…
То в настоящее время жители нашей богомспасаемой территории запросто могут вешать на себя любые побрякушки, петь любые песни, ходить по улицам хоть голыми, хоть в кожанках красных комиссаров времен Гражданской.
Вон, молодежь вешает «георгиевские ленты» на все выступающие части тела. На машины, сумки, на шеи, на велосипеды. И - плевать им всем на то, что от ношения ленточек они ни на волос лучше не станут. Ни умнее, ни добрее, ни смелее, ни сообразительнее. Просто - демонстрация принадлежности к тусовке. Не более.
Кстати, тут бы напомнить о других фетишах - например, о поясе какой-тот там Матрёны, очередь к которой была сравнима с очередью к другому фетишу несколькими годами ранее - к Макдональдсу на Тверской.

Просто потому, что символы, которые граждане навешивают на себя, потеряли реальное содержание. Под ними уже нет готовности на реальные дела. Символы стали простыми украшениями. Ну, может, не совсем простыми. Украшениями типа тех, что вешают на себя всякого рода ролевики, когда изображают магов, эльфов, гномов, сарумянов, фашистов, гусар, казаков и прочих дартов вейдеров. Типа там всякие лампасы на лосинах, милицейские фуражки с «оком саурона», медали «За взятие астероидного пояса Сатурна» (Причем, за каждый астероид - отдельная медаль)…

Вчера только видел в метро мамашу с ребенком лет десяти. На мамаше - крестик с распятым человеком, на ребенке - свежекупленная пилотка цвета хаки с красной звездой с серпом и молотом. И их это дикое сочетание вообще никак не напрягает. Потому, что и то, и другое - только украшение. Да, статусное (все так носят), но - не более того. Хотя, разумеется, эти украшения дают возможность фантазировать на тему. Но это уже - опционально.

Много уже говорилось о так называемом постмодерне. Да, классический постмодерн с безумным набором симулякров-химер. То есть, не просто «копий с копий с копий того, чего уже нет и не будет», Это копия с фантастической фантазии нафантазированной фантазерами, у которых не только личного опыта не было, но которые черпали свое фантазирование у цепочки таких же фантазеров. При этом смысл изначальных фантазий уже никого не волнует.

Можно вырядиться в форму солдата Советской армии. Но будет ли готов этот вырядившийся пойти на верную смерть за идеалы социализма вот прямо сейчас?..
Вот то-то и оно…
Примеров - много. Вон, скажем, ЛИСК (лица, именующие себя коммунистами) в тусовке дяди Зю. «Коммунисты» наши православные. Готовы они пойти на штурм Зимнего? Ой, что-то сумлеваюсь я.
Зато они готовы отрабатывать свою пайку на всякого рода сборищах и народных гуляниях.
А сколько актеров сейчас получают деньги за то, что изображают из себя советских солдат? Сколько певцов, которые получают деньги за исполнение советских песен?
И опять - просто бизнес. Не так давно они же пели «Боже царя храни!» и тоже считали себя патриотами и гражданами.
И будут петь то, что им прикажут.
На «Победе» грех не подработать. Равно, как и на «патриотизме».

Так вот.

Любая победа любого народа имеет физический смысл только тогда, когда эта победа реализуема и поддерживаема во времени, когда на основании этой победы строится прочный фундамент счастливой жизни следующих поколений. Которые, к тому же, не просто пользуются плодами этой победы, но и вносят свой вклад в нее.
Победа не бывает конечной. Победа достраивается и укрепляется в следующих поколениях.
Если же следующие поколения, воспользовавшись плодами победы, тупо их «прожрали», идеологически переметнувшись на сторону врага, то победа теряет большую часть своего смысла.
Остается только один смысл. Да и тот - для очень немногих.
Смысл в том, что Победа дает понимание принципиальной возможности ее повтора. Принципиальной возможности бить врага в любом его виде. Принципиальную возможность того, что в историческом будущем может возникнуть сообщество людей, которые способны будут вновь воплотить идеи социальной справедливости и торжества человека труда в реальность.
Но это - в исторической перспективе. Не сейчас.
Потому, что сейчас главным является - симулякр. Фетиш. Карго-культ. Окно Мергена и окно Овертона. Ролевые игры. Эльфятник.

Ну и - небольшая антитеза к сказанному.

Символы - нужны. Во-первых, как признак того, что человек готов поддержать идеи, которые этот символ выражает. Во-вторых, как признак «свой-чужой».
Главное - в распространении понимания того, что символ - не самоцель. Символ - только следствие идеологии. Некое условное описание идеологии.
Поскольку любой символ можно исказить, оболгать, превратить в бессмысленную бижутерию. Любым символом можно прикрыться, чтобы внедрить провокатора.
Именно поэтому начинать надо не символов, а с концепций и мировоззрения. С реальных задач и реальной работы.
А символы… Они возникнут и сами найдут свое место. Не нужно их изобретать и использовать до того, как совершается событие.
И не нужно верить символам, которые превратились в жупелы на потребу жадной до зрелищ толпы.
Это, кстати, тоже в рамках «взгляда сквозь иллюзию».

окно Овертона, социализм, окно Мергена, капитализм, праздники, социальная шизофрения, взгляд сквозь иллюзию, фетиш

Previous post Next post
Up