Еще один текущий пример из современной патопсихологии.
Вот тут -
https://www.youtube.com/watch?v=pQSqh7A2EMchttps://www.youtube.com/watch?v=pQSqh7A2EMc Дивный ролик, который демонстрирует работу теста «Десять слов».
Возникает вопрос, а что, именно на таких примитивных и бессмысленных методиках и строится современная психология?
Это же «уму недостижимо»! (Искажение пословицы - намеренное).
Начнем с того, что в правильном, грамотном эксперименте (а не в такой вот «психологической» филькиной грамоте)… (при всем моем уважении к Лурия), прежде всего, описываются граничные условия эксперимента.
То есть…
Какие условия работы механизма запоминания? (Зачитывают пациенту слова вслух или дают прочитать на бумаге? Если вслух - с какой скоростью, и с каким произношением? И т.д.).
Какими мнемотехниками владеет пациент? (В указанном тесте, как нас в свое время таки неплохо учили, человек, владеющий примитивной техникой визуализации, спокойно запоминает до двух-трех десятков слов при практически стопроцентном воспроизведении всей последовательности с первого предъявления).
Каков тип мышления (тип центральной нервной системы) пациента? (Имеется в виду тип доминанты мотивации/информации)?
Какой тип периферии?
Какой возраст и пол пациента? (Таки да, сильно влияет на запоминание).
Каково образование пациента? (Если пациент не понимает смысла произнесенных слов, то требовать от него запоминания как-то даже тупо).
Каков смысловой набор слов? (Одно дело - «хлеб, вода, земля», другое - «экзистенциальный, диалектика, контрарный, лапласиан, дивергенция». Если пациент не понимает смысла - он практически не мотивирован к запоминанию).
Главное - какова мотивация пациента к выполнению указанного теста?
Без этого проведение подобного рода «исследования» - смысла не имеет вовсе. Ну, если только попытаться выяснить, а говорит ли пациент по-русски вообще?
…что характерно, описание методики продают за деньги… Причем, чаще всего те, кто за реальное обучение сам денег тратить не захочет. (Но это уже мои скромные выводы).