Размышляя о сегодняшней ситуации со всякого рода развлечениями, нашел некий ряд ассоциаций.
Но - по порядку.
Я - не фанат спорта высоких достижений.
По той простой причине, что достаточно хорошо знаком с обратной стороной этого явления. И потому, что при анализе ситуаций, связанных с такого рода явлениями, всегда шел по пути структурного системного анализа. В частности - анализа на основании социологических структур и параллельных ассоциативных потоков.
Итак.
Ветвь кастовых структур при тех или иных социальных формациях.
Ветвь социальной стратификации.
Ветвь запредельных состояний человека в биологической и социальной областях.
Ветвь биологических изменений, требующихся для адаптации человека к сверхвысоким нагрузкам в различных узлах историко-экономико-био-социальной сети.
Ветвь литературных и исторических описаний такого рода феноменов.
А теперь - все вперемешку.
Давеча прослушал лекцию о кастах и варнах индийской средневековой стратификации социума, о соответствиях и ассоциациях с социальными стратами вообще, с таро, с индуистскими, китайскими и европейскими философскими и оккультными представлениями.
Не могу сказать, что полностью или хотя бы более, чем наполовину согласен с лектором. Как всегда - масса мифов, воспринятых, как реальные структуры. Про аллюзии говорить тоже сложно. Слишком велики «притяжки за уши». Но все равно, данная лекция послужила поводом и некоторым стимулом для медитации на данную тему.
Я давно исследую динамику страт в различных исторических условиях, при различных структурах экономических взаимоотношений, при различных идеологических мифологизированных структурах.
В принципе - ничего особо сложного. Хотя большинство людей, отчего-то, так не думает.
Поэтому - частности сразу.
Спорт высоких достижений имеет разные смыслы в различных по экономическому и политическому укладу сообществах.
При этом - сразу оговорюсь - спорт высоких достижений, спорт массовый и физкультура - это три разные вещи. Особенно в настоящее время, когда дифференциация по сословному и экономическому признакам сильна, как никогда.
Начнем с маленького кусочка истории.
Вот, к примеру, в совсем древнем мире, когда племена охотников бороздили просторы лесов и степей, ритуальная имитация охоты вполне себе представляется прадедушкой современного спорта.
Русский ученый А. Н.Веселовский (1836-1906) считал, что из первобытного ритуала развились все искусства. Действительно, древний ритуал соединял в себе пляску и пение, а в пении объединялись слово и музыка. Участники ритуала надевали маски, раскрашивали кожу сложными узорами - это элементы изобразительного искусства. Создание пещерной живописи, наскальных росписей и статуэток тоже было частью такого ритуала. Из ритуала развилось впоследствии действо театральное, а отделившиеся от ритуала хоровые песнопения положили начало лирической поэзии и музыке.
Таким образом, Ритуал проявляется в единстве слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Да и мир от древней Греции, Скандинавии и т.д. не далеко ушел в комплексности подхода к спортивным мероприятиям:
Панкратион
Древние греки известны не только созданием западной цивилизации, но и изобретением жесткой игры «панкратион», которую, вместе с тем, можно считать прогрессом в ужасающем перечне тогданих «игр». Эта была очень похожа на современное смешение боевых искусств, за исключением того, что в нем не было никаких правил, раундов, перерывов.
«Коррида»со слонами
Эту игру играли в 54 году н. э. в Риме. В так называемом «жилковании» игроки должны были предстать перед чудовищем под названием «Животное из Карфагена». На самом деле это были слоны.
В дополнение к тому, что надо было драться со слонами, каждый раб (и играли именно плененные рабы) понимал, что у вероятность выживания не превышает двух процентов. Ну, с процентами мы, может быть, и переборщили: откуда рабам было знать о процентах… Как бы там ни было, это была смертоносная гладиаторская игра. Римляне играли в эту игру настолько часто, что северно-африканские слоны оказались под угрозой вымирания…
Перетягивание шкур
Перетягивание каната - одна из древних игр, в которую играют до сих пор. Канат можно тянуть через разные препятствия: болото, пруд. Но никто не додумался бы тянуть его через яму с огнем. А викинги додумались. Вместо веревки тогда использовались шкуры животных. Опять таки туманна участь проигравших: по некоторым версиям, они вполне могли стать жертвами воинственности викингов.
«Питц»
Еще до появления футбола официальной игрой древней Мексики была странная игра, которую майя называли питц. В некоторых вариантах ее именуют мезоамериканской игрой в мяч. Играли почти как в волейбол (хотя правила, по большому счету, остались неизвестны), а роль мяча играл увесистый шар (около 4 кг), скатанный из своеобразной резины.
… Победители отправлялись праздновать победу, а проигравшие… Тут мнения расходятся. Историки предполагают, что иногда игра принимала ритуальный характер: она была частью церемонии жертвоприношения древним богам… Хотя трудно сказать, кого именно выбирали жертвой: победителей или проигравших. Сейчас игра приобрела более цивилизованные и мирные черты. Ее называют «улама». Заметьте! В большинстве первобытных обществ игра, спорт были явлениями культовыми, но вполне обусловленными с точки зрения прогноза жизни. Выиграл в игру - молодец, сам стал выше рангом и племя обнадежил по части счастливой охоты.
Или - выиграл (проиграл), принесен в жертву богам, чтобы те уже позаботились о счастливой охоте и победе над враждебными племенами.
В любом случае, «спорт» ориентировался исключительно на благополучие всего племени, рода, нации и так далее.
Плюс - в условиях рабовладельческого общества «спорт» начал делиться на тренировки для свободных, как подготовка к активной социальной жизни и доминирование в любых противостояниях с угнетенными.
(Условно, пунктирно…)
В феодальном обществе все было аналогично.
Был спорт, как оздоровительные и тренировочные комплексы для управляющих классов, и спорт, как развлечение для охлоса (быдла, черни).
В советское время спорт в качестве развлечения начинает сливаться со спортом (физкультурой) для всех граждан в целях оздоровления народа в целом. Массовый спорт позволял не только иметь колоссальную базу для отбора профессиональных спортсменов для спорта высолких достижений, но и создавать культ здорового тела и здорового духа.
А вот неокапиталистический вариант такого спорта (все еще паразитирующий на достижениях советского времени) мы имеем в настоящий момент.
И - понеслось.
Доминантой становится не спорт для здоровья, а спорт исключительно для развлечения толпы и получения экономических выгод для организаторов спортивных зрелищ.
Вот изумительный текст (хотя и не согласен я с некоторыми высказываниями, как с откровенно клерикальными), в котором занятно рассказывается об одном из вариантов «спорта высоких достижений» - о компрачикосах, о манкуртах средневековья и нового времени (книга называется «Манкурты XXI века», автор - Опарин А.А.):
Некоторым операторам того времени превосходно удавалось вытравить с человеческого лица образ божий. Доктор Конкест, член Аменстритской коллегии, инспектировавший торговлю химическими товарами в Лондоне, написал на латинском языке книгу, посвященную этой хирургии наизнанку, изложив ее основные приемы. Если верить Юстусу Каррик-Фергюсу, основоположником этой хирургии является некий монах по имени Авен-Мор, что по-ирландски значит „Большая река“. Карлик немецкого властительного князя - уродец Перкео (кукла, изображающая его, - настоящее страшилище, - выскакивает из потайного ящика в одном из гейдельбергских погребков) - был замечательным образчиком этого искусства, чрезвычайно разностороннего в своем применении. Оно создавало уродов, для которых закон существования был чудовищно прост: им разрешалось страдать и вменялось в обязанность служить предметом развлечения. Фабрикация уродов производилась в большом масштабе и охватывала многие разновидности. Уроды нужны были султану; уроды нужны были папе. Первому - чтобы охранять его жен; второму - чтобы возносить молитвы. Это был особый вид калек, неспособных к воспроизведению рода. Эти человекоподобные существа служили и сладострастию и религии. Гарем и Сикстинская капелла были потребителями одной и той же разновидности уродов: первый - свирепых, вторая - пленительных. В те времена умели делать многое, чего не умеют делать теперь; люди обладали талантами, которых у нас уже нет, - недаром же благомыслящие умы кричат об упадке. Мы уже не умеем перекраивать живое человеческое тело: это объясняется тем, что искусство пытки нами почти утрачено. Раньше существовали виртуозы этого дела, теперь их уже нет. Искусство пытки упростили до такой степени, что вскоре оно, быть может, совсем исчезнет. Отрезая живым людям руки и ноги, вспарывая им животы, вырывая внутренности, проникали в живой организм человека; и это приводило к открытиям. От подобных успехов, которыми хирургия обязана была палачу, нам теперь приходится отказаться. Операции эти не ограничивались в те давние времена изготовлением диковинных уродов для народных зрелищ, шутов, увеличивающих собою штат королевских придворных, и кастратов - для султанов и пап. (Там вообще интересно и стоит почитать.)
Что касается самих современных спортсменов олимпийского уровня, то писал я уже, что принимал участие в некоторых относительно кулуарных семинарах и конференциях. В частности - в конференции спортивной медицины. И данные, которые приводили врачи-исследователи о состоянии здоровья спортсменов-профессионалов, не могли не вызвать ощущения тихого ужаса.
Мало того, что общественная база для отбора спортсменов сокращается каждый год. Мало того, что имущественное расслоение не дает возможности детей из малообеспеченных слоев массово участвовать в подготовке к спорту высокого уровня.
Само здоровье профессионалов находится на упомянутом уровне здоровья произведений средневековых компрачикосов.
Постоянные травмы, постоянные стрессовые нагрузки, постоянные балансы между «допустимо» и «недопустимо» в применении медикаментозных средств приводят к тому, что редкий спортсмен доживает до сорока-пятидесяти лет не становясь инвалидом.
Собственно, о том, что при создании такого рода массовых «шоу» никто не щадит участников (ни в смысле физических нагрузок, ни в смысле облучений теплового и ультрафиолетового) уже писалось немало.
Еще смысловой слой.
Описанное уже состояние лотерейного подхода к людям.
Зачастую в спорте и вообще в массовых развлекательных программах имеет место ситуация, когда люди тратят массу усилий, чтобы просто поучаствовать в лотерее выбора самого забавного участника.
То есть, подготовка спортсменов нижнего уровня целиком на балансе самих спортсменов (или их локальных спонсоров), а максимальную прибыль на морду лица получают единицы. Те, которые «выиграли в лотерею». Это - еще один фактор, вследствие которого столь низок общий уровень спортсменов в частности российской команды. Отбор лучших - да. Но вот тех, кто готов принимать участие в отборе, вложив немалые средства в свое развитие, в свою подготовку - все меньше.
Чем-то это напоминает обсуждавшуюся ранее ситуацию с научно-технологическими достижениями. Вы, научные коллективы, трудитесь и создавайте новые открытия, технологии, изобретения. Но - за свой счет. А хозяева посмотрят, выберут те, которые им приглянутся, да и заплатят по оптовой цене, чтобы просто купить конечный продукт. А остальным - дулю. Хотя и остальные не намного хуже. И даже способны сделать что-то лучшее в коллективном труде. …который становится невозможен из-за разобщенности коллективов из-за конкуренции и правах на локальные «ноу-хау».
Так что, звиняйте. Не смотрю я эту Олимпиаду. Просто из-за того, что мне не нравится, как издеваются над живыми существами.
Нет, если очень нужно принести их в жертву - я могу понять. Всякое деструктивное государственное мировоззрение всегда нуждалось в жертвах. Ну - просто прибейте, только не мучайте.
Ну и в зрелищах.
И чем бессмысленнее и бесчеловечнее государственная власть, тем дороже обходятся зрелища, тем они пафосней и …бессмысленней.
Я все понимаю - есть очень дорогие животные. Ну, к примеру, голые кошки или всякие там ашеры с саваннами, которые бесплодны (нестабильные гибриды). Стоят бешеных денег, доставляют кучу «ми-ми-мишек». Но на них смотреть страшно. Те же коротколапые кошки, выведенные искусственно. Те же собаки породы бассет, жизнь которых - сплошное мучение.
И пусть они жрут дико дорогой специализированный корм. И пусть их обслуживают дико дорогие парикмахеры, а на передержку их отправляют в дико дорогие «гостиницы для животных». И пусть им шьют дико дорогие комбинезончики и тапочки. И пусть устраивают дико дорогие шоу и выставки экзотических гибридов. И пусть щенков и котят продают за огромные деньги…
Мне их просто по-человечески жалко. Жалко бессмысленность их существования, жалко ненужные судьбы, жалко тех средств, которые разумное общество могло бы потратить с большим смыслом и пользой.
И если очередное «фрик-шоу» есть квинтэссенция достижений «новой россии», то…
А дальше - сами домысливайте.