Исследования в области психопатологии и социальной психологии

Sep 19, 2012 11:21

Читаю книгу Самохвалова «Психический мир будущего» (Издательство: Симферополь, КИТ, 1998 г.).
Книга - талантливая. Особенно понравилось описание того феномена, который характерен для огромного числа современных во-что-попало-верующих.

Вот выдержка:
«Прошлое - это как время биологической эволюции, так и этапы истории вплоть до Новейшего времени. Презентация символов прошлого как «ядерных» или осевых означает возврат назад, то есть регресс.
Вся психопатология содержит в той или иной степени выраженности проявления регресса. Палео-неолитичность, филогенетический и онтогенетический регресс можно обнаружить в патологическом мышлении, сознании, памяти, восприятии, эмоциональности и инстинктивной жизни. В частности, осколки этой регрессивности проявляются у всех людей при стрессе, однако эти же признаки являются постоянными спутниками аномалий.

При задержках развития и олигофрениях прошлое является единственной актуальностью, при психозе, в том числе интоксикационном, оно сочетается с актуальным сознанием. Интоксикация - самый доступный и регулируемый способ достижения регресса и доступа к бессознательному видовому и индивидуальному прошлому (В. П. Самохвалов, В. С. Крылов, 1995). В целом, архаическому сознанию, близкому регрессивному, свойственно следующее.
Фиксация на прецеденте, то есть редком событии, которому придается сверхценное значение. В частности, предполагается, что мифологический ум обращает внимание на чёрную кошку именно потому, что она встречается реже. По этой же причине чаще «дурной» глаз ассоциируется с расово-этнически более редким для славян чёрным глазом.

Этиологизм, стремление во что бы то ни стало понять причину поведения прецедента, особенно ярко проявляется при стрессе «Почему это именно со мной случилось?» Поиски причин всегда присутствуют при любой хронической болезни, утрате и лишениях.
Неразделимость субъекта и объекта, например человека и его изображения, предмета и знака, существа и его имени, единичного и множественного, пространства и времени. Такая неразделимость в целом выглядит как единство видеть - знать - понимать, то есть как синкретизм психических функций. Классическим примером является разрушение образа возлюбленного после его измены. Полагается, что девушка бессознательно идентифицирует образ и возлюбленного. Поклонники немедленно идентифицируют актёра и его образ, а вандалы - образ разрушаемого памятника с ненавистным им временем или человеком. Так же объединяется имя и человек и возникает стремление к деноминации.

Высокая связь с аффектом, то есть ярким выражением эмоций, и неотделимость сознания от аффекта.

Бинарные оппозиции, которые проявляются в структуризации мира по принципу верха\низа, позитивного\ негативного, сырого\варёного и т. д.

Однако эти принципы могут блекнуть перед яркими аналогиями, когда мы можем прямо обнаружить отчётливое сходство символа или образа в переживании сегодня и в глубоком прошлом, недоступном реальному сознанию.

Регрессивное мышление мифопоэтично, непосредственно связано с воображением и, конечно, выражено не тем языком, на котором мы говорим, и с иной семантикой. Регрессивная речь содержит неконтролируемые инвективы (ругательства), эхолалии, она инфантилизирована структурно (вплоть до лепета) и тонально. Регрессивные инстинкты могут проявляться в совмещении сексуальности и агрессивности, распаде альтруизма и возвращении детской депривационной булимии, в отсутствии территориального предпочтения и совмещения мест еды и физиологических отправлений, в деструкции инстинктов доминирования и иерархии. Регрессивная память направлена во всё более далёкое индивидуальное прошлое при постепенном стирании событий, прошедших недавно, а регрессивные эмоции амбивалентны, проявляются как недифференцированное «оживление» и страхи перед посторонними.»

А теперь припоминаем многие признаки регрессивной психопатологии, свойственной современному нам состоянию дел в стране и мире.

Всплеск религиозного самоопределения.

Акцентуация на маловероятных событиях (вера в чудо).

Дикий (не побоюсь этого слова) интерес к истории и, в особенности, к переделке истории на всех уровнях (от государственных спекуляций типа признания Катыни делом рук советских карательных органов, до аномального интереса к жанру альтернативной истории).

Этиологизм в виде массовой истерии креационизма. (Что такое «божественное творение» огромному количеству людей кажется намного более понятным, чем, к примеру, устройство процессора 80386 или структура цикла Кребса, что уже само по себе говорит о патологии мышления).

Неотделимость сознания от аффекта - в пример можно привести, скажем, недавние выступления свидетелей от церкви по делу пусек.

Бинарные оппозиции - это вообще сказка. «Или Путин, или оппозиция». «Или дикий капитализм, или нас всех расстреляют в гулагах». В общем - массовое «терциум нон датур» в совершенно неправомерных ситуациях.

В общем, как я и говорю постоянно, современное общество стремительно деградирует в психическом плане.

И еще момент. У Самохвалова идет речь о том, что гениальность - проявление психического расстройства. Однако стоит учитывать, что если все гении в чем-то психически не полноценны, то отнюдь не все психически неполноценные люди - гении. Вообще, среди психов гениев - мизерные доли процента.
Не упоминается, также, и то, что реализация гениальных прорывов - не есть функция гениев. Гений - только создает некий вектор мышления. А вот развивают этот вектор до реализации цивилизационных достижений - вполне вменяемые и адекватно мыслящие люди.
То есть, если число гениев станет велико, а число нормальных вменяемых людей резко сократится, то вероятность реализации гениальных прозрений упадет ниже пороговой величины принципиальной возможности этой реализации. В смысле - гении станут бессмысленным элементом большого всеобщего «дома скорби».

политика, идеология, психиатрия, психология, социальная психология

Previous post Next post
Up