Азы политэкономии.

Mar 16, 2011 14:42

Апологеты разного рода социальных и экономических прорывов в последнее время полюбили приводить в качестве аргумента одну старую метафору.
О том, что нуждающемуся человеку не нужно давать рыбу, в которой он нуждается. Нужно дать удочку и научить ловить.
Как правило, все те, кто тихо оргазмирует от этой метафоры, совершенно не представляют, в каком именно виде она реализуется на самом деле.

Ну, во-первых…
Если воспринимать эту метафору дословно, то… скажите, друзья мои, положа руку на сердце, сколько раз в вашей жизни вам дарили именно удочку? Чтобы вы, стало быть, начали кормить себя рыбной ловлей?
А если дарили, то - сколько рыбы вы научились вылавливать, чтобы прокормить себя, свою семью и отдать долг за удочку тому, кто вам ее дал?
Нет, мне реально интересно.
Мне, к примеру сказать, удочку дарили несколько раз. В детстве. Отец дарил, дед. Но - вовсе не с целью заставить меня (или дать возможность) зарабатывать на жизнь рыбной ловлей. Так дарили, для спортивного интереса. Так мне и скрипку дарили и даже дутар, в надежде, что у меня проснется нестерпимая тяга к струнным инструментам. Не в том дело.
Главное - подарки такого рода всегда предполагают только имитацию действия, ориентированного на обучение взрослой жизни.

Итак, поскольку дословный смысл метафоры мы принимаем, как несостоятельный (может, в глубоком прошлом и были прецеденты, да кто о них помнит-то?), то перейдем к смыслу именно метафорическому, переносному.
А переносный смысл таков: удочка - олицетворение средств производства. Рыба - олицетворение конечного продукта потребления.
А теперь давайте подумаем, когда, где и кто нам давал, в ответ на нашу просьбу или просто потребность, какие-либо средства производства и какие продукты потребления.
И задумаемся…
В современной ситуации социальных взаимодействий, как правило, нам предлагается то, что настоятельно отвергается притчей-метафорой - продукты потребления.
Мы приходим к социальной элите (к системе управления нашим конкретным социумом) и элита нам предлагает… что? Правильно. Товар, который мы будем потреблять.
Пища импортная, пища местная (все меньше и меньше), одежда из солнечного Китая (в лучшем случае из Турции, хотя на ярлычках вполне может значиться - Италия, Америка и Франция), машины, квартиры (только для жилья, поскольку, ежели возникает вопрос о промышленном помещении - цены выше и проблем с регистрацией - неизмеримо больше)… И так далее.
То есть, современный мира предлагает нам не просто «рыбу». Нам предлагают «рыбу второго сорта», за наличный расчет (и неважно, где мы будем брать средства для расчета). А вот «удочку», то есть, средства производства - извините! Удочка - только во владении тех, кто сам эту рыбу ловить не станет. И потому, что не умеет, и потому, что ему гораздо выгоднее к этой удочке приставить, как это говорили раньше, «дешевую наемную рабочую силу».
То есть, удочку не подарят, а будут использовать одновременно с теми, кто так надеялся получить эту удочку… в собственность. Ага, чтобы ловить рыбу. И, главное, быть не просителем благ, которые можно потребить, а быть владельцем источника существования.
Да кто же на такое пойдет? Какой владелец средств производства?
Наоборот, он постарается, чтобы удочка была только у него во владении. А если таковая появится у кого-то другого - приложит усилия (вплоть до рейдерского налета, операции ОМОНа или заказного убийства), чтобы у соседа эту удочку отнять. В крайнем случае - просто сломать ее или убить соседа.
А удочку - удочку использовать для того, чтобы человек мог зарабатывать этой удочкой себе на маленькую рыбку (чтобы просто не помереть с голоду), а кроме того, основную часть труда (с использованием удочки) отдавать хозяину удочки, чтобы тот мог содержать и ОМОН, и рекетиров, и депутатов всяких дум, и судей, и чиновников, и виллы на Гаваях, и фотомоделей в куршавелях…
Но - мало просто подавлять наемного рабочего силовыми методами (времена сейчас не те!). Надо, чтобы в сознании наемного рабочего четко зафиксировалось то, что он, наемный рабочий, по гроб жизни обязан тому, кто дает ему возможность зарабатывать для хозяина много благ… и для себя - маленькую рыбку.
Поэтому хозяин удочки часть средств тратит на то, чтобы кто-то (с другой удочкой - средствами информации и контроля) создавал для наемной рабочей силы всякого рода мифы и метафоры. Вот, к примеру - метафору про удочку и рыбу.
И дальше - все просто.

«Мне не хватает рыбы!» - говорит рабочий.

«А это потому, что ты жаждешь не работать, а только потреблять!» - отвечает хозяин… удочки. «Если бы ты хотел много рыбы, ты бы старался работать изо всех сил. И было бы тебе благо! А ты - ленишься, мерзавец!».

«Но ты же большую часть моего труда забираешь себе!» - удивляется наемник.

«А неужели ты думаешь, что удочки даются просто так?» - удивляется в ответ хозяин.

«Работай лучше и ты сможешь сам приобрести удочку и стать таким же хозяином!»

«Да пытался я!» - настаивает рабочий, - Жил впроголодь, купил себе удочку, стал ловить рыбу для себя. Но тут же набежали твои слуги, которые обвинили меня в том, что я не плачу налоги, что я нарушаю законы ловли, что ловлю на частной территории, что нарушаю твое авторское право на ловлю рыбы удочкой и - отобрали и удочку, и рыбу, которую я успел поймать!»

«А это означает, что ты - неудачник, не способный правильно мыслить и быть успешным в бизнесе!» - поучительно говорит хозяин… удочки. «А вот поступай на мои курсы правильного ведения бизнеса, заплати мне за обучение и я расскажу, как правильно вести дела, чтобы иметь и удочку, и бизнес по развитию бизнеса, и бизнес по обучению бизнесу по развитию бизнеса!
Самое главное - ты должен выучить то, что… лучше не давать человеку пищу, а дать человеку удочку, чтобы он мог зарабатывать самостоятельно пищу для себя… и много всего другого для хозяина удочки!»

P.S.
И ведь это - азы, которым нас учили много лет, и которые так и не стали осознанными. Если судить по той реакции, которая следует за очередным рассказом упомянутой притчи. Что уж говорить о более сложных вещах.

психотехника, политика, экономика, социальная психология

Previous post Next post
Up