Чавой-та понаприпомнилось…

Sep 07, 2009 19:47

.
Тут прочитал пост asocio http://asocio.livejournal.com/756476.html
И вспомнилось мне, как я однажды поперся (не побоюсь этого слова) на один «мастер (прости хоспади)-класс» по дизайну. (Потом я частенько наведывался на такие мероприятия - надо было поддерживать реноме крутого дизаера, поскольку в то время именно это было точкой приложения моих сил по дОбыче денег, но запомнилось - именно то почему-то).

Там понабежало великих гур из разных стран - Америки, Германии, Италии, Фрагции (дело было лет восемь-десять назад в ЦДХ на Крымском).
Сидел я часов пять. Дизайн-гуры сменяли один другого в жестоком пароксизме самолюбования. Хотя - не только самолюбования. Почти весь зал был набит молодыми дизай-неофитами. Которые восторженно хлопали в ладошки, когда какой-нибудь дизай-гур показывал на большом проекционном экране полосаты картинки разной степени полосатости и аляповатости.
«Пре-э-элестно!» - читалось в юных восторженных рожицах. «Ай, настоящие МАСТЕРА!» - вырывалось из самой глубокой гущи юных дизай-сердец.
А я, старый и весь такой внутренне несчастный, сидел и думал о литературном образе потерянного поколения.
Я вспоминал, что во времена оны была такая научная дисциплина - эргономика. Которая впоследствии как-то ненавязчиво превратилась в промышленный дизайн. А потом - просто в дизайн.
Сначала дизайн очень талантливо мимикрировал под эргономику. Намекал, что главное в эргономике, конечно же - удобство пользование, эффективность сочетания «человек-машина», «человек - окружающая технологическая среда».
Потом - стал давать понять, что главное - это то впечатление, которое испытывает человек при общении с машинами, с механизмами и с своим промышленным (в широком смысле) окружением. Ведь промышленным стали не только предметы, которые окружают человека на производстве, но и предметы быта, произведенные промышленно, всякие разные технологические удобства.
Постепенно дизайн дал понять всем, что именно он - главный в тандеме «эргономика-дизайн». Он объяснил всем, что главное в дизайне - не реальное удобство пользования предметами, произведенными человеком. Главное - то впечатление, которое человек получает от всего, что его окружает. А то, насколько оно будет функционально… Ну, хотелось бы, конечно, но - не в том счастье!
В общем, говоря по-простому, по-нашему, по-пуэрто-рикански, дизайн одержал блистательную и полную победу над здравым смыслом эргономикой. Одержал, поверг, растоптал и жестоко надругался.
И это - правильно, товарищи!
Потому, что эргономика - наука о том, как сделать жизнь и труд человека удобнее, эффективнее и приятнее.
А дизайн - это наука о том, как заставить человека видеть то, чего нет и никогда не будет на самом деле. Дизайн - наука о том, как правильно использовать достижения импрессионизма и других годами создаваемых психотехник, чтобы человек свято верил, что красивый кусок пластмассы действительно может сделать его счастливым, а измазанные во все цвета радуги плакаты - приведут к реальному непостижимому счастью.
Дизайн - наука о том, как дорого продавать дешевое, но в яркой упаковке и так, чтобы человек еще долго наслаждался блеском красивых картинок и не задумывался о том, что его уподобили тому самому классическому «дурню с писаной торбой».
Дизайн - могучая игра, которая заставляет человека забывать обо всем на свете в погоне за такими очаровательными дешевыми красивостями, которые стоят так дорого.

дизайн, манипуляция, социальная психология

Previous post Next post
Up