Никто из ныне живущих не слышал этого. И не может представить влияния этого утраченного искусства на человеческое ухо и мозг. Я о певцах-кастратах, о силе их голосов.
Так поют ангелы, это голоса ангелов, писали современники. И ведь именно церкви были необходимы такие голоса. Женщинам петь в храмах было запрещено.
Вообще история кастратного пения теряется в веках. Сначала кастрация была формой уничижительной расправы над врагом и некой "стерилизацией" рабов. Но уже в III веке в Риме было достаточно популярно именно кастратное пение.
Своего расцвета певцы-сопранисты, как их называли, достигли в 16-18 веках. В каждом храме пели кастраты. Позиция католической церкви по отношению к певцам-кастратам была весьма двусмысленной. С одной стороны, запрещая женщинам петь в общественных местах, церковь вроде бы заботилась об общественной морали, а с другой - допускала выступления певцов, чья естественная природа была изменена хирургическим путем. Сам папа римский входил в число ценителей этого искусства.
Набрав обороты, эта сторона вокала вышла из храмов и обосновалась в театрах, где практически полностью вытеснила женские партии. Их тоже исполняли мужчины.
В век искусственной театральности, ненатуральности, эпатажности, сопранисты попавшие в театр были настолько популярны, что становились наибогатейшими людьми. Певцов кастратов в эпоху рококо считали никак "недо" человеками, а как раз "сверх".
В Италии в 17 веке, опоив морфием, ежегодно под нож отправляли около пяти тысяч мальчиков, как правило, из бедных семей.
Операция считалась незаконной, но родители, чтобы избежать уголовного преследования, ссылались на несчастные случаи. Из этих детей на успешную карьеру могли надеяться немногие, однако возможность разбогатеть и простота операции казались слишком соблазнительными и заставляли закрывать глаза на риск. Нищие родители, обнаружив у своего ребенка хороший, как им казалось, голос, стремились любой ценой сохранить его и обеспечить своему отпрыску певческое будущее. Большинство детей умирало во время или после операции. Среди выживших лишь единицам удавалось достичь исполнительского мастерства. Удел остальных - проституция. Но риск стоил того: оперная карьера обычно дополнялась должностями в церковных капеллах и хорошо оплачиваемыми частными уроками. Многие из знаменитых кастратов были замечательными педагогами, создавшими свои вокальные школы. В XVII-XVIII веках именно это обусловило невероятный расцвет певческого искусства. Обеспеченность, слава, почет, высокое положение при дворе,и как ни странно успех у женщин (женщины сходили с ума по кастратам, и, как свидетельствуют лондонские дневники того времени, романтическая связь с одним из этих экзотических созданий считалась заманчивым приключением, чему способствовало и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности) - все это примиряло кастратов с их физической неполноценностью.
Чем же так отличались эти голоса? Дело в том, что при неполной кастрации мальчиков голосовые связки не грубеют, а остаются пластичными. Голос остается детским.
Живи этот мальчик 2-3 столетия назад в Италии...
Click to view
И вот этот детский голос живет в теле крупного мужчины, кастраты, как правило были высокие, с сильно развитой грудной клеткой. Они действительно были не совсем мужчинами. У них не было растительности на лице, а сами лица были приятно-миловидными. Не мужчины, и не женщины, и не дети... существа с нечеловеческими гибкими, волшебными голосами, сила которых заставляла терять сознание не только женщин, но и мужчин.
Сенезино в опере Генделя «Флавио», Лондон, ок. 1723 г
Фаринелли обладал феноменальным по силе звука и широте диапазона (3,5 октавы), гибким, подвижным голосом чарующе мягкого, светлого тембра и почти беспредельным по продолжительности дыханием. Он способен был держать ноту более одной минуты, а на одном выдохе был способен пропеть 250 нот.
Поэт Ролли писал: Заслуги Фаринелли не позволяют мне удержаться от признания в том, что он поразил меня. Мне даже показалось, что до сих пор я слышал только малую часть человеческого голоса, а теперь услышал его целиком.
Кстати, совсем недавно нашли могилу великого певца и эксгумировали останки. Что хотят извлечь из них? Голос? В фильме Фаринелли-кастрат используется компьютерный голос
Click to view
Да, никогда нам не услышать Каффарелли, Сенезино, Ферри, Фаринелли, Сифаче, Маркези, их ангельских голосов. Они ушли вместе с эпохой.
По всей видимости, последним кастратом был дирижер Папской капеллы Алессандро Морески (1858-1922), прославившийся исполнением партии Серафа в бетховенской оратории «Христос на Масличной горе», а также своим пением на похоронах двух итальянских королей: Виктора Эммануила II и Умберто I.
Его голос был записан на фонограф. И да, Морески был посредственным певцом, об этом говорили, не секрет, и на момент записи ему было 44 года, и фонограф записывает с неправильной скоростью, что искажает звук. Но это единственные записи, которые мы имеем. Голос Морески звучит печально и токливо, довольно странно и он действительно не детский, не женский, не понятно чей. Но, опять же фонограф!
Click to view
Но вот ведь в чем загадка - кастратное пение не оставляет в покое. Даже из могил кастратов выкапывают. Есть в нем что то отвратительно притягательное. Какие то ультразвуки, неподвластные уму. И сегодня есть современные контр-тенора, которые не утратив своей репродуктивной функции, тренируя свой голос специальными упражнениями и временем, замахиваются на арии тех лет.
Конечно, то, что для контр-тенора высокий звук, то для сопраниста - низкий.
Ни один из современных контр-теноров не может даже попытаться соперничать с соловьем, подобно тому, как это делал Фаринелли в арии из оперы Иомелли «Соловей».
Но успех этих певцов чрезвычайно велик! И кареты скорой помощи дежурят у театров во время их выступлений. Да-да, девочки!
Вот, например Манзотти
Анджело Манзотти (Angelo Manzotti), похоже, одержим идеей стать реинкарнацией Фаринелли. Речь идет не об обычном контр-теноре, а о мужском сопрано. Дело в том, что ему удалось приспособить свою мужскую гортань к тому, что звуки, издаваемые им соответствуют сопрано. Это стало возможно, благодаря особой методике, объяснять которую может врач-оториноларинголог.
Очень красиво! И Гендель, конечно... слов нет. Выключите свет и проникнитесь. Есть в этом какая то вечность.
Дорогая супруга, милая возлюбленная,
где ты?
О! вернись к моим слезам!
На алтарь первозданного мрака
я в гневе бросаю вас,
злобные духи.
Манзотти не единственный вокалист, возрождающий музыку барокко.
Особый, исключительный успех имеет французский контр-тенор Филипп Жарусски. Билеты распродаются за год вперед. осенью 2010 года был в Москве. Ооо! Где я была? Все, что имеет отношение к 17-18 веку, сводит меня с ума.
Опять Гендель
Click to view
Позволь мне плакать
о моей жестокой судьбе
Я так жажду свободы.
Освободит ли скорбь,
сжалившись,
меня от этих
мучительных оков?
Ну правда же красиво?
Так вот, к чему вся эта прелюдия? Все это конечно прекрасно, но это надо слушать живьем!! Я хочу на концерт Жарусски! Может тоже в обморок упаду? Не Фаринелли, конечно, но говорят, восторг!Платье у меня есть. Муж согласен сопровождать и даже поехать куда-нибудь в Европу, совместить приятное с приятным. На сайте Жарусски гастрольный график есть, оперы меня не интересуют, а на концерты билет есть только один в Париж на 15 июня под потолком на приставном месте. Как купить и где отлавливать? У меня новая идея фикс.
И да! Кто спрашивал про Цискаридзе? Монстр! Ноги сумасшедшие! По сцене летает! Зрители не отпускали минут 20, у него ж еще ДР был в тот день!
Кто читал, тот молодец!)
И опять всех с новым уже теперь старым новым годом!