Настолько надоели мне эти выборы-перевыборы, что я решил в минувшую субботу сделать себе выходной.
Увидел на Е1 объяву о разведывательном ПВД по маршруту Дружинино-Коуровка, плюнул (положил) на всё и отправился в дождливый поход по Киргишанскому увалу.
Компания подобралась сильная и весьма душевная...
Первой точкой нашего маршрута стало село Первомайское с горой Гробовой
Название увала, как пояснили старожилы села Гробовского (Первомайского), происходит от горы, спуск с которой по направлению к р. Утке очень пологий, внешне похожий на крышку гроба.
Здесь явное пренебрежение нормами русского языка. По внешнему виду гора называлась бы Гроб или Гробовая. Гробовская - явно вторичное название от Гробовой. Краевед Ю. А. Дунаев в словаре упоминается первичную форму - Гробово Поле. Очевидно, что именно по нему названы и гора Гробовская и Гробовская крепость (ныне - поселок Первомайское).
Но поле в виде гроба представить трудно. Значит, название не происходит от внешнего сходства. В переписи 1680 года в Чусовской слободе описана деревня Польская над речкою Уткою. Деревня для того времени была крупной - двадцать дворов, в одном из которых жила семья Гробовых.
Очевидно также, что название Польская не связана с поляками, а происходит от слова «поле», как, например, название города Юрьев-Польский. А проживание в деревне семьи Гробовых подсказывает, что деревня Польская идентична Гробову Полю и позднейшей Гробовской крепости. Поскольку Гробовы оставили столь заметный след в местной топонимике, весьма вероятно, что именно они и были здесь первопоселенцами. Это предположение подтверждается тем, что в переписи 1680 года из двадцати дворов только Гробовы показаны родившимися в Чусовской слободе. В дальнейшем Гробовы переселились в Мурзинскую и Арамильскую слободы.
Ещё одна версия названия. Через деревню Гробово пролегает Сибирский тракт, и по нему шли закованные в кандалы каторжники. В деревне они останавливались, их там расковывали от кандалов, потому что считалось, что отсюда уже нельзя было убежать. А на Гробовой горе смертным делали гробы. Отсюда пошло название деревни Гробово и Гробовой горы.
Двигаясь далее, мы оказались на вершине Дикой сопки (высота - 455 м). Ярковыраженной вершины там не оказалось, поэтому вершиной мы объявили какой-то камень. Название дано за дикость и труднодоступность горы, расположенной в глухом лесу.
Дождь зарядил в полдень и закончился почти в семь вечера.
Как рассказал руковод нашего ПВД, Евгений, "с вершины шли в северо-восточном направлении по каким-то дорогам, просекам, пока не вышли на расчищенную дорогу в районе ручья Карчага, которой по-видимому пользуются лесники для организации прикормочных кабаньих площадок. Одну такую, заряженную недавно морковью и картошкой, нашли. Самих свинок, слава богу, не видели, но часто попадаются кабаньи поройки. Эта дорога идет как раз до Крылысово, куда мы в итоге и вышли".
.
Октябрьский лес по-своему заряжает. До сих пор попадаются грибочки, кстати.
Полностью альбомчик с фотками можно посмотреть
туточки.Использованы материалы Третьих малых «Строгановских чтений». 25 ноября 2006 г., п. Кузино.