Лопухи и Фенечки

Apr 05, 2012 20:25

Заинтересовала меня программа Игоря Волгина "Игра в бисер", что идёт по каналу Культура. Сам телевизор я не смотрю, но на сайте канала есть все выпуски этой передачи. Посвящена она переосмыслению классики. И самые интересные выпуски связанны с самыми не очевидными, для меня, произведениям. Вот, например, "Дон Кихот", но больше всего впечатлил разговор об "Отцах и детях".



Константин Богомолов (театральный режиссёр): "Я бы не сказал, что роман о любви или о чём-то ещё, или о чём-то ещё... Для меня он был романом о невостребованности. И каким-то болевым очень, глубинным ощущением невостребованности тех или иных талантливых сил русской жизни. Это касается и чувственной стороны - любви. Невостребованности мощью возможной любовной, чувственной: Одинцовой ли, Базарова ли, Павла Петровича. Невостребованности интеллектуальной, профессиональной, идеологической. И в этом отношении этот роман и об одиночестве, об одиночестве тоже, как о невостребованности, как о форме, о результате невостребованности - и соответственно об этой разъединенности и пропасти между отцами и детьми. А под отцами и детьми можно понимать не только поколенческое разъединение, а и идеологическое разъединение и т.д. И когда поэтому мы пытались с артистами перекинуть мост в современность, конечно неизбежна ситуация: мы молодые в основном, мы говорили с позиции Базаровых в большей степени, это естественно, потому что у каждого поколения есть счёт какой-то к отцам, а с другой стороны - всё равно понимаешь, что роман умнее тебя, что на какую бы позицию ты не вставал он всё равно тебя опрокидывает."

Дмитрий Быков (писатель, журналист): "Я полагаю, что роман написан о том, что самое главное в России это уметь вести себя по-человечески с идеологическим противником. Потому что роман написан о том, что хотим мы того или нет, в силу русской исторической цикличности неизбежна ситуация описанная Лермонтовым «насмешка горькая обманутого сына над промотавшимся отцом». Это есть всегда. Я это очень остро чувствую в собственной жизни, когда мой 13 летний сын учит меня жизни с позиции нынешнего поколения, я вижу, что между нами существует непримиримый антагонизм. Мы принадлежим к разным абсолютно историческим эпохам. Так вот, роман Тургеньева о том, что: вот кто умеет вести себя грамотно с идеологическим противником - тот выживает и у него всё хорошо, а кто не умеет жить с людьми - тот, при всех своих выдающихся достоинствах, гибнет как Базаров…. Добрый человек все бонусы получает. Базаров, при всей своей силе, при всём своём таланте, обречён, в конце концов, сказать «Я нужен России? Нет, видно не нужен» - это потому что ему не о чём говорить с родителями, потому что он не умеет жить с другом, потому что он не умеет ладить с Одинцовой. Жизнь человеческая, гуманность, нравственность, поэзия - выше идеологии. Так подло устроена Русская жизнь что все идеологически всем враги, кто умеет это преодолеет у того будет Фенечка и Митенка, а кто не умеет из того лопух будет расти."
Previous post Next post
Up