Очень радует, когда довольно сложные вещи объясняют, так сказать, на пальцах. Например, о рейтинговых агентствах, чем они занимаются и чем грозит понижение рейтинга той или иной страны.
"Просто большая проблема
Профессор РЭШ "на пальцах" объяснил, что произошло в мировой экономике
Последние пару недель мировые деловые новости носили исключительно тревожный характер, но понять, что же именно пошло не так, человеку, далекому от экономики, было непросто. Со стороны непосвященного наблюдателя последовательность событий выглядела так: вечером в пятницу 5 августа агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило кредитный рейтинг США с отметки AAA до AA+ (что бы это ни значило), утром в понедельник фондовые индексы на биржах рухнули вниз, а вслед за ними обрушились и курсы многих валют - в том числе рубля. Судя по реакции аналитиков, происходящее не сулило ничего хорошего, но каким образом нужно реагировать на происходящее - игнорировать, менять валюту, закупать припасы, они не объясняли.
"Лента.ру" обратилась за комментариями к профессору Российской экономической школы Рубену Ениколопову. Мы задали ему "детские" вопросы, ответы на которые очевидны экономистам, но совершенно неясны обычным гражданам, и попросили пошагово объяснить, что же произошло в мировой экономике в начале августа и насколько случившееся серьезно.
"Лента.ру": Что такое рейтинговые агентства и чем они занимаются?
Рубен Ениколопов: Рейтинговые агентства занимаются тем, что "копают" информацию про заемщиков, про те иностранные фирмы, страны и правительства, которые берут деньги в кредит (людьми кредитные агентства не занимаются). Кредиторам, которые дают деньги в долг, необходимо знать очень много информации о тех, кто занимает у них, и, кроме того, систематизировать эти данные - как раз эту работу и выполняют кредитные рейтинговые агентства.
А что это конкретно за информация?
Рейтинговые агентства пытаются разузнать абсолютно все, что возможно. Любая информация может помочь им предсказать, с какой вероятностью фирма или страна вернет долги. Но, конечно, основная часть собираемых данных - это финансовая информация. Агентства проверяют все бюджетные цифры, смотрят, какие прогнозы строятся по бюджету, сколько будет доходов, сколько расходов, какие будут долги и насколько вероятно, что с такими показателями заемщик - например, США - сможет выплачивать долги, которые он на себя берет. То есть задача рейтинговых агентств, в конечном итоге - дать прогноз, сколько денег в дальнейшем будет брать заемщик, сколько у него будет доходов, сколько расходов и сколько он должен выплачивать по кредитам.
Как именно агентства агрегируют эту информацию и делают прогнозы? Они основываются на каких-то экономических теориях?
У каждого агентства есть свои правила построения простого рейтинга на основании огромного количества сложной информации, но что это за правила - никто не знает. Это как раз и является коммерческой тайной всех кредитных агентств. При этом большая часть информации, которую они используют, публично доступна, так что агентствам платят деньги именно за то, что они умеют правильным образом собрать и агрегировать все эти данные. Разные агентства используют для составления рейтингов разную информацию, и, соответственно, итоговый результат у них тоже получается неодинаковым."
Если интересно, то продолжение
здесь