Почему о Крушицком? Кроме того, что его опыты по генетике это огромная работа в науке, в том числе и на пути разведения собак, но главное! - он проводил свои опыты именно с гиляцкой лайкой!!!! Так как он работал в военном ведомстве, где документации уделялось большое внимание, возможно, что в его записках и документах лаборатории сохранилось ещё не мало интересных сведений по этой собаке! Как говориться: "будем искать..":)
Об авторе статьи о Крушицком:
Сулимов Клим Тимофеевич (род. в 1928 г.), окончил ВСХиЗО, ведущий научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия Минкулътуры РФ и РАН, кандидат биологических наук, консультант службы авиационной безопасности ОАО «Аэрофлот» по работе со служебными собаками. Автор монографии по подготовке и использованию собак для поиска наркотических веществ, изданной «для служебного пользования» (1971) под ред. А. В. Крушинского. Автор уникальной методики подготовки собак для распознавания индивидуального запаха (человека или животных), на основе которой принята судебно-одорологическая экспертиза. __________________
Можно твердо сказать, что Леонид Викторович Крушинский был практически единственным крупным советским ученым, который серьезно занимался кинологией и служебным собаководством. Мне не посчастливилось иметь столько встреч с Л. В., сколько хотелось бы, да и они были обычно короткими и имели сугубо деловой характер. Л. В. был руководителем моей первой несостоявшейся кандидатской диссертации, касавшейся разработки методики подготовки и применения собак для розыска опия и гашиша. Работу по этой теме я начал в 1966, будучи сотрудником НИИ Министерства охраны общественного порядка РСФСР.
Исследования по высшей нервной деятельности собак Л. В. начал еще в довоенные годы. Он, в частности, провел эксперименты по сравнительному анализу оборонительных реакций волков, собак разных пород и гибридов волков с собаками. Эксперименты по гибридизации были изначально направлены на улучшение рабочих качеств служебных собак, однако они дали результаты, важные и ДЛЯ понимания механизмов поведения в целом.
Л. В. сотрудничал с кинологической лабораторией питомника служебных собак «Красная звезда» (поселок Вешняки под Москвой). Его работа в питомнике была исключительно плодотворной - под его научным руководством и при непосредственном участии в разные годы разрабатывались методики оценки остроты обоняния розыскных собак, подготовки собак для подрыва танков и розыска мин, не потерявшие своего значения и в наши дни. Учение Л. В. об унитарных реакциях и биологических формах поведения (пищевой, половой, оборонительной), о типологических особенностях ВНД собак также были связаны с экспериментами в этом питомнике.
Сравнивая рабочие качества собак разных пород, выращенных в семьях и в условиях питомника, Л. В. установил, что у терьеров (целого ряда пород этой группы) воспитание в обедненной среде питомника не приводит к развитию у взрослых особей пассивно-оборонительной реакции, в отличие, например, от немецких овчарок. Работы Л. В. этого периода вошли в золотой фонд кинологии.
Естественно, что с первых месяцев Великой Отечественной войны Л. В. активно включился в работу по подготовке собак для фронта. В этот период под руководством генерала Г. П. Медведева была организована массовая «мобилизация» для нужд фронта лаек из Сибири. Разработкой методик отбора пригодных для будущей «работы» во фронтовых условиях особей и их подготовкой и занимались Л. В. с коллегами.
Как известно, в годы войны собаки широко использовались - и как связные, и в санитарных частях для вывоза раненых с поля боя, а главное - для обнаружения мин и для борьбы с танками. Методики подготовки собак для минно-розыскной службы и для подрыва танков были разработаны под научным руководством Л. В. Крушинского (с участием Д. М. Торохова). Когда я (КТС) впоследствии встретился с Д. М. "Гороховым по работе, то услышал от него восторженный отзыв: «Да я на войне с самим Л. В. К. работал!» Л. В. не только руководил работой по подготовке собак для подрыва танков и розыска мин, но и принимал в ней непосредственное деятельное участие вплоть до 1943 года, когда он заболел и был прооперирован по поводу злокачественной опухоли.
Методика тренировки собак для отыскания мин, разработанная Л. В. Крушинским, была исключительно эффективной и не имеет аналогов в мировой практике и по сей день. Неоднократные попытки зарубежных кинологов ее воспроизвести не давали таких высоких результатов.
Рассказывали, что использование собак для подрыва немецких танков было устрашающе эффективным и в большой степени неожиданным для неприятеля. Нагруженная взрывчаткой собака-камикадзе настолько быстро бежала к танку, что избежать встречи с ней неповоротливый танк практически не мог. Эта, в действительности, «самонаводящаяся ракета» с большой скоростью бросалась под днище танка, и последнему не было спасения. Рассказывают о случаях, что немцы, услышав собачий лай из наших окопов, меняли тактические планы, не рискуя начинать наступление и подставлять танки под такой удар.
В послевоенные годы Л. В., работая в Московском университете, продолжал сотрудничество с кинологами по отбору и подготовке служебных собак. В 1952 году была издана (с грифом «для служебного пользования») лучшая и по сей день книга по служебному собаководству (Крушинский Л. В. и др. Служебная собака, 1952) 73. Л. В. был ее научным редактором и автором предисловия. Забегая вперед, расскажу, что когда мне предложили в срочном порядке сдать экзамен кандидатского минимума по специальности, то я его успешно сдал, всего лишь «проштудировав» это Предисловие! В нем сжато, но четко было представлено всё, что требовалось для этого экзамена.
В послевоенные годы и в последующий период на развитии отечественного служебного собаководства отрицательно сказались господство лысенковских взглядов и политическая атмосфера того времени. Вслед за известной сессией ВАСХНИЛ 1948 г. была проведена аналогичная ей по смыслу и содержанию сессия «Главохоты», т. е. того управления Министерства сельского хозяйства РСФСР, в ведении которого находились охотничьи хозяйства, и которое определяло направление практической деятельности советских кинологов. Результатом этой сессии было, например, увольнение и последующая ссылка двух ведущих кинологов, хорошо владевших селекционно-генетическими методами. Это были М. А. Сергеев (был сослан в Хатангу) и А. В. Платонов (сослан в Вологду). А. П. Мазовер и Э. И. Шерешевский, которые в годы войны работали по подготовке служебных собак для использования на фронте, после упомянутых выше событий фактически возглавили отечественную кинологию. Но они, к сожалению, не были генетиками, что и предопределило невысокий уровень селекционных работ в области охотничьего собаководства в последующий период и даже нанесло урон в связи с фактической утратой многих аборигенных пород лаек.
В области служебного собаководства в послевоенные годы ситуация была несколько более благоприятной, чем в охотничьем ведомстве. Развитие кинологических исследований продолжалось - генерал Г. П. Медведев, возглавлявший работы по использованию собак в годы войны, курировал эти работы и после наступления «лысенковских времен». При этом ему удалось укрыть от репрессий и сохранить для науки нескольких биологов, среди которых были, например, А. Г. Томилин и А. М. Колосов. Л. В. Крушинский также сотрудничал с Медведевым, курируя исследования по служебному собаководству в питомнике «Красная звезда».
Инструкции и наставления по работе со служебными собаками, составленные Л. В. для работников силовых ведомстве этот период, отличались высоким научным уровнем и доступностью изложения материала и при этом, однако, совершенно не страдали вульгаризацией. К сожалению, этого нельзя сказать о подобных документах, созданных в этой области после 1954 года другими авторами.
Можно с сожалением отметить, что в области служебного собаководства «наработки» прошлых лет используются прискорбно мало. Причиной этого может быть такая «кадровая ротация» в силовых ведомствах, которая не способствует преемственности знаний и поощряет сомнительную тенденцию начинать подобные исследования «с чистого листа». Иными словами, вновь приходящие начальники часто игнорируют опыт, накопленный кинологами высокой квалификации, переоценивая, зачастую, потенциальные возможности своих подчиненных разработать новые подходы без соответствующей научной подготовки. На мой взгляд, было бы полезно вспомнить и заново оценить тот большой вклад, который сделал Л. В. Крушинский в эту важную область народного хозяйства.
http://pesiq.ru/forum/showthread.php?t=484