В выходные я как следует погулял по Лантау, было тепло и шел мелкий-мелкий дождик. Наснимал фотографий, потом напишу что-нибудь :)
В понедельник наконец переехал в район Ван Чай, это почти центр острова Гонконг, а самое главное - в пятнадцати минутах пешком от офиса. Ван Чай - не деловой центр, поэтому здесь чуть ли не каждые три метра новый магазинчик, едальня, рыночек, прачечная и прочее в таком духе. Пешеходов тоже хватает, даже вечером. Почему-то здесь тротуары с увеличением количества людей резко замедляются, никто никуда не спешит, все тихонечко идут друг за другом. Кому больше всех надо, обходит по сторонам.
Ирчи мне не раз говорила, как весело кататься в Гонконге на двухэтажных трамваях, особенно наверху на переднем сидении. Стекла опускаются вниз, потому что другой вентиляции в трамвае нет, можно ехать и смотреть наружу непосредственно, а не через пыльное стекло. Трамваи известны тем, что это, кажется, самый дешевый вид общественного транспорта, проезд стоит всего два с половиной гонконгских доллара, а еще они делают очень много резких поворотов, на которых всю конструкцию немилосердно мотает и трясет и кажется, будто трамвай сейчас опрокинется.
Внутри совершенно не зря висят крупные таблички «Держитесь за поручни!», когда начинается тряска на повороте, за поручни заставляет хвататься инстинкт самосохранения :)
Вход у трамвая сзади через небольшие турникеты или дверцы, как в салуне, а выход через переднюю дверь. На выходе же и производится оплата. В Гонконге радикально расправились с проблемой поиска денег за проезд: платить можно либо с помощью транспортной карты Octopus, либо положить в специальную машинку точную сумму денег. У водителя денег разменять нельзя, и он не выдает билеты (никаких билетов нет). В некоторых автобусах, например на Лантау, за попытку разговора с водителем следует административная ответственность, но там причины понятны: очень крутые горные дороги, попытка отвлечь водителя может привести к тому, что автобус упадет с горы просто. Пока что ни разу не видел, чтобы кто-то долго ковырялся, ища деньги, или приставал к водителю.
На трамвае я поехал с востока на запад по острову. Посередине, возле Central и немного после, куча небоскребов и широкие дороги. А дальше начинаются обычные жилые районы, где пункты обмена валюты перемежаются едальнями, редкими отелями и разными магазинчиками.
Чем ближе к ночи, а возвращался я уже после десяти вечера, тем меньше остается на дорогах машин (машин и днем не очень-то много, всё же это больше предмет роскоши, чем средство передвижения, особенно в людных районах Гонконга), и кажется, что становится больше транспорта. К общественному транспорту, наверно, имеет смысл причислить колонны красных такси, которых, кажется, около 15 тысяч. Это очень много! Нам несколько раз приходилось ехать на такси вместо автобуса или метро, и ни разу не уходило больше пары минут, чтобы найти свободную машину.
Такси в Гонконге работают по очевидным правилам, деньги начисляются не за время, а за расстояние, поэтому на одном и том же маршруте всегда известно, сколько примерно будет стоит поездка, независимо от того, попадет ли машина в пробку и в какое время суток это будет. Такая предсказуемость тарифов очень удобна и понятна, что и позволяет считать такси общественным транспортом. Стоят они, конечно, дороже метро или автобуса, но деньги вполне разумные, почему ими так часто и пользуются.
Трамваи