Россия. Первая Мировая. Деградация здравого смысла. Экономика войны.

Nov 23, 2024 10:01





Чему нас учит или не учит история? В первую очередь в адекватности восприятия противника. О подготовке России, к Первой Мировой Войне я уже писал в ряде статей.

Вот ТУТ - это военные аспекты.

Вот ТУТ - Готовность Российской империи к войне.

Если брать ситуацию в целом, то совершенно не понятно, на что рассчитывало царское правительство если буквально 10 лет назад оно проиграло войну не самой сильной японской армии? Ниже в выводах я расскажу, какие были расчёты, но я напрочь хочу отмести всякие субъективные факторы, вроде того, что в российском Генштабе были агенты кайзера и так далее. Я всего лишь хочу обратить внимание на не адекватность восприятия реальности российской царской власти, основанной на ложном осознании своего величия.

«Наличие значительного числа автомобилей германских заводов, причём самых разных марок, вызывало проблемы эксплуатации, связанные с прекращением русско-немецкой торговли - нехватку запчастей и инструментов. Неслучайно почти 30 % автомобилей в 1917 году постоянно простаивали в ремонте. Ещё одно негативное последствие внушительного по меркам начала 1910-х годов импорта автомобилей из Германии заключалось в том, что производственные мощности автопромышленности противника, рассчитанные на экспорт (а Россия была крупнейшим клиентом, закупавшим 25% экспортных немецких машин, могли быть легко переориентированы на нужды вражеской армии; в войну Германия вступила с автозаводами, дававшими более 18 тыс. автомобилей в год.»  («Научный диалог», №5, 2023).



В одной из своих статей я отмечал, что неудача начальной стадии Первой мировой войны был отчасти обусловлена тем, что к примеру русская кавалерийская дивизия испытывала проблемы со снабжением из за того не имела нужного количества автомобилей для подвоза боепитания, фуража и так далее.

В 1914-1917 годах военное ведомство заказало за границей 24.978 различных автомобилей, но в ходе самой войны появилась совершенно очевидная проблема, для разнородных автомобилей не хватало зап.частей, не было ремонтной базы и не было индустриальной базы для самостоятельного производства хотя бы самых простых зап.частей.



«Комиссия собрания выборных московского купеческого сословия по германскому и австрийскому засильям» отмечала в 1915 году, что причинами распространения германских товаров были их достоинства - «высокие качества германских изделий, аккуратность выполнения заказов, дешевизна, изящество». Германские товары стоили в целом на треть или на половину дешевле российских аналогов, а вся хвалёная царская индустриализация шла за счёт поставок немецкой продукции тяжёлого машиностроения. Для примера скажу, что СССР индустриализировался на промышленной продукции из США, но СССР и не собирался воевать с США!

Легкомыслие власти было основано на неверной оценке характера боевых действий и самое главное на не верной оценке действенности современного оружия (хотя Япония это убедительно доказала) и самое главное на не дооценке германской военной школы, которая учла все индустриальные достижения своей страны и была готова использовать не штык и саблю, а крупнокалиберные снаряды.

Так, металлообрабатывающих станков в 1913 году Россия ввезла 1 140 903 пудов, то есть 18.688 т., из них немецких - 13.077 т. (12.477 шт.), или 70% от общего количества импортируемого станочного парка!

Россия даже порох импортировала из Германии, а собственные пороховые заводы были расположены в Прибалтике и Польше!

Германия продавала в Россию деревообрабатывающие станки (2283 шт. в 1913 году), паровые и гидравлические прессы, паровые молоты (597 шт.), стационарные двигатели внутреннего сгорания и газовые моторы (1776 шт.), динамо-машины, электромоторы, преобразователи и трансформаторы (1275 шт. только крупных, весом более 5 ц) и множество других средств производства.



В 1914-1917 годах доля русских станков в станочном парке сократилась до 19,8%, что было вполне объяснимо. Во первых предприятия испытывали кадровый голод, во вторых в стране стал нарастать дефицит угля из за чего страдала не только промышленность но и транспорт, т.е. железные дороги. Логистика стала усложняться, производственные показатели стали падать.

В июне 1916 года эту проблему обсуждало Особое совещание, признавшее, что «недостаток станков создаёт ныне замедление во всех производствах».

«И паровозы, и вагоны пришлось заказывать за границей - прежде всего в США, но это не обеспечило даже сохранение численности вагонного и паровозного парков на уровне 1914 года. К концу 1916 года вагонов насчитывалось на 14% меньше, паровозов - на 16%. Иностранные закупки позволили, однако, оттянуть апогей железнодорожного кризиса с 1915 года на конец 1916 года». «Научный диалог», №5, 2023.

Даже шерсть для производства шинельного сукна Россия заказывала в Англии на сумму полмиллиона золотых рублей. В целом промышленные заказы распределились следующим образом. В млн.рублей.

США - 31,5.

Япония - 44

Франция - 6

Британия - 115

Швеция - 0,5

Как видим лидером (с огромным отрывом) стала Британия. Для содействия британским поставкам в Россию был организован Русско - английский комитет содействия поставкам (1914 год).

Со стороны России комитет представлял генерал Гермониус.

Всего на 1914 год Россия разместила иностранных заказов на 123,8 млн рублей. Из них.

Сухопутное ведомство - 187 млн.

Морское ведомство - 27,5 млн.

Главное арт. управление 9 млн.

Красный Крест - 3,5 млн.

При этом у российской промышленности отсутствовала собственная сырьевая база и союзники предупреждали, что не смогут закрыть потребности России в цветных металлах и вольфраме. А с началом войны британская медь подорожала на 15%.

При всём при этом логистика поставок была завязана на Швецию, которая затрудняла транзит, как могла из за тарифных разногласий с британцами.

Франция столкнулась с гигантской нехваткой рабочих рук и не могда стать индустриальным плечом России.

С 1916 по 1917 год усилилась роль Японии и США в поставках военной продукции в Россию. Но логистика поставок была также не проста.

Русская лёгкая промышленность не справлялась даже с производством шинельного сукна. При потребности в 34 млн. аршин она производила всего 23 млн. Основные заказы на производство сукна были размещены в США.

Там же в США были заказаны недостающие для кавалерии 50 тыс. сёдел. При потребности в 160 тыс. в России могли произвести только 110 тыс. Не хватало даже собственных шипов для подков. Их заказали в США в количестве 100 млн. штук. У американской фирмы «Неверслин». А потом дозаказали ещё 230 млн.

Также в США были заказаны сапоги в количестве 3 млн, штук и кожа для сапог в количестве 360 тыс. пудов.

Итак мы видим, что царская Россия не обладала ни индустриальным суверенитетом ни даже сырьевым. К слову сказать, до войны значительная часть продовольствия в Санкт - Петербург и Финляндию шло из восточной Пруссии, где сельское хозяйство было прекрасно развито в отличие от СПБ - губернии. Прекращение этих поставок и сложность в логистике, по доставке продовольствия в столицу империи Санкт - Петербург, сыграли на руку революционерам. Ведь сама столичная губерния и соседняя Новгородская были не силах обеспечить достаточное количество продовольствия и той же пшеничной муки, которую пришлось везти с юга России.

Так, каков же был уровень правителей, которые не смогли правильно оценить ситуацию и понять, что Россия в этой войне может иметь два результата, поражение и гибель либо превращение в колонию для западных кредиторов.

Как бы анонсируя следующую статью я хочу дать предварительные выводы.

Поражение России в Первой мировой войне, было связано прежде всего с низким качеством правящей элиты и с разложением всех слоёв общества, от самого верха до самого низа. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Первая мировая война, Готовность к Первой мировой войне Россия, Первая мировая промышленность Россия, Первая мировая индустрия Россия, Россия готовность к Первой мировой войне

Previous post Next post
Up