Посмотрите на портрет. По физиономии типичный донской казак. Хотя и из верховых. Это Роман Кумов. Донской писатель. Один из .... а это и Фёдор Крюков и Попов (Серафимович) и Павел Поляков («Гибель Тихого Дона») и не совсем природные казаки, Келин (отец приписной казак) Шолохов (мать казачка). Такое ощущение, что донская земля перед своей окончательной гибелью зацвела пышным цветом, как старая яблоня и народила на свет вот такие таланты, одним из которых был Роман Кумов.
Степь цвела. Зеленые шиповники стояли, покрытые нежными розами - белыми, розовыми, красными, как сказочная купина, горя на солнце в своей весенней прелести - воздушные и благоуханные. В оврагах, по склонам, колыхались мохнатые татарники, кашка, колокольчики, медовники. У кустов отцветала клубника - маленькими серебряными цветочками. Степные бугры золотились от неведомых желтых цветов и пахли чебором и полынью. Всюду росла трава - сочная, высокая, зеленая, еще не тронутая июньскими жарами, и по ней были разбросаны милые весенние огни - цветы...
Как пахло! От ароматов воздух стоял над степью теплый и густой, как облако...
Мы шли уже второй день - среди степной благодати. По сторонам синели туманы, плавали редкие белые облака, кудрявились одинокие дикие яблони... И далеко-далеко уходили степные просторы, полные цветов и аромата..."
Роман Кумов. В степи
21 ноября 1883 года в станице Казанской (Область Войска Донского) родился Роман Петрович Кумов - русский- донской, писатель-прозаик, драматург, журналист.Станица Казанская самая северная станица Донского войска. Стоит аккурат на границе с Воронежским краем. С воронежской слобожанщиной с её гортанным, слобожданско - украинским говором. С одной стороны «хохлы» с другой донские казаки «Чига». Так называют «дразнят» верховых казаков. «Чига лыку драла, чига лапти плела», так дразнят верховых низовые казаки «сургучи» или «черкаса». И всё из за наличия определенного элемента показаченных «мужиков», которые с булавинских времён закрепились в глухих углах Верхнего Дона.
Казанская станица не самая старая. Это был боевой форпост воронежского края стоящий на «Казанском перелазе» , здесь летом открывался брод, по которому черкасы (украинские) и татары переходили Дон и устремлялись к Тамбову и Пензе за «ясырём» за русскими и мордовскими крестьянами. Тут их и встречали донские казаки. Здесь в бою с черкасами
погиб воронежский казачий голова Струков. Сегодня мы знаем Романа Кумова в основном, как писателя, который затрагивал тему православной духовности, он много писал о священниках.
Среди героев-священников писателя можно выделить несколько положительных типов: добрый пастырь,священник-праведник, человек не от мира сего, священник-идеалист, священник-мученик. Каждый из них по-своему воплощает в жизни евангельские заветы. Образ доброго пастыря наиболее ярко представлен в таких произведениях, как «Батюшка» (1905) и «Отец Георгий» (1906). Важнейшую роль в структуре образов этого типа играет выдвижение на первый план их самоотверженной пастырской деятельности, находящей отклик в сердцах прихожан.
Среди негативных образов священников в произведениях Кумова 1910-х гг. можно выделить тип священника-обывателя. Это люди, отличающиеся от других обывателей только тем, что носят рясу. Образы священников-обывателей получают у Кумова ироническое, а иногда и сатирическое освещение. К ним можно отнести отца Константина из повести «В приходе» (1911), а также о. Преферансова из рассказа «Несчастье» (1911).
Пытался наш герой найти себя и произведениях на общие, светские темы.
На основе эпистолярного наследия Кумова воссоздана история взаимоотношений писателя с В.ф. Комиссаржевской и И.Л. Леонтьевым-Щегловым, сыгравшими важную роль в его творческой судьбе. Его ранние пьесы «Тихий свет» (1907) и «Иван Лопатин» (1908), посланные в театр В.ф. Комиссаржевской, хотя и не были поставлены на сцене, получили положительную оценку знаменитой актрисы. Личное знакомство с ней Кумова состоялось во время гастролей Драматического театра в Москве в сентябре 1908 г. Актриса, блестяще исполнившая роль Нины Заречной в чеховской «Чайке», отметила не только несомненный талант молодого писателя, но и сильное чеховское влияние на его творчество.
Стоит отметить, что Кумов происходит из донских дворян. Отец - отставной генерал, почётный мировой судья, действительный статский советник. По состоянию здоровья Кумов был освобождён от воинской службы. Образование получил в Усть-Медведицком духовном училище, затем Новочеркасской духовной семинарии (1899-1905). Собственно говоря Усть - Медведицкая станица и стала для нашего героя по настоящему родной. Интересно, что в этот же период в Усть- Медведицкой станице проходил обучение и Фёдор Крюков, и тот же Попов и даже дед автора этой статьи, по фамилии Дьяков.
С 1904 по 1916 годы - постоянный автор православного журнала «Отдых христианина», в котором опубликовал около 100 своих произведений. Часть из них вошла в его сборник рассказов «Бессмертники» (Санкт-Петербург, 1909),
Во время первой мировой войны (1914-1915) был мобилизован и служил на фронте санитаром.
Во время Гражданской войны на Дону, активно сотрудничал с белогвардейской прессой, печатался в усть-медведицких и новочеркасских газетах («Север Дона») и в еженедельнике «Донская волна», издававшимся его близким другом Виктором Севским, погибшим в застенках ростовского ЧК в конце 1919 года.
Во время Гражданской войны написал, «Наказ», «В чёрном море земли» (из романа «Терновая гора»), «Малый огонь» (эпизод из гражданской войны на Дону 1918 года), «Господня земля (Усы жизни)», «Стихотворение в прозе» (посвящено памяти первых усть-медведицких повстанцев) и др.
Умер от тифа в 36 лет и был погребён в Новочеркасске с казачьими воинскими почестями, как национальный писатель Дона.
Был ли знаком Роман Кумов с Фёдором Крюковым? Да. Был. Кумов и Крюков до Октябрьской революции почти не были знакомы, едва слышали друг о друге. Их тесное дружеское и творческое общение началось в станице Усть-Медведицкой, где они оказались в годы Гражданской войны.
Фёдор Крюков
Кстати оба писателя были не служивыми казаками. Т.е.они были гражданами Дона но военной службы не проходили.
Одним из ведущих в структуре образов пастырей у Кумова и Крюкова становится мотив духовного горения.
Мотив духовного огня как неотъемлемого условия пастырского служения является структурообразующим в целом ряде произведений Кумова («Отец Георгий», «Учительница», «В гостях у батюшки»). У Крюкова этот мотив дан в обращенном виде: для его героев-священников чаще всего характерно отсутствие духовного огня («Отец Нелид», «Без огня»). Очевидны и принципиальные различия художественных подходов к изображению проблем церковной жизни служителей церкви: лирико-романтический у Кумова и критико- реалистический у Крюкова.
Интересно, что на творчество Романа Кумова обратил внимание «пролетарский» писатель Максим Горький (Пешков).
В 1913 г. Горький в своей развернутой рецензии на сборник Кумова «В Татьянину ночь» выделяет те произведения, в которых Кумов поднимает острые социальные вопросы («Юбилей»,«Несчастье», «Проповедь») и дает оценку таланту писателя: «умеет писать просто и кратко о страшной русской жизни». Дальнейшее свое развитие эти отношения получают в переписке Кумова и Горького 1917-1918 гг. Сопоставительный анализ статей Горького, публиковавшихся на страницах газеты «Новая жизнь», а затем составивших книгу «Несвоевременные мысли».
Во время Гражданской войны оба писателя в переписке сошлись на том, что путь спасения России состоит в гуманизме и идеалах человечности.
В 1924 г. во время работы Горького над романом «Дело Артамоновых» он в письме К. Федину интересуется судьбой Кумова, вспоминая талантливого донского писателя и его драму «Конец рода Коростомысловых».
В 1919 г. в журнале «Донская волна» под заглавием «В черном море земли» Кумов публикует отрывок из романа «Терновая гора», в котором отчетливо звучат эсхатологические мотивы. Рассказчик, путь которого лежит через донские хутора, узнает от своего возницы о небывалой урожайности и природном изобилии нынешнего года. Большинство казаков видит в них наступление конца света, с которым связывается ожидание пришествия антихриста. Что, впрочем оказалось правдой.
В рассказе «Малый огонь», посвященном трагическим судьбам донской Вандеи, повествуется о тревожном ожидании станичниками прихода красногвардейцев, подготовке к обороне и недолгой осаде станицы отрядом красных, сумевших под прикрытием артиллерии переправиться через реку и занять станицу. Однако казаки ночью тайно проникли в нее и, застав врасплох, перебили весь красный отряд. «Их перерезали, как курчат к празднику», - рассказывает молодой веселый урядник. Эти события имели место в мае 1918 г. на родине писателя в станице Усть-Медведицкой.
В рассказах эпохи Гражданской войны доминирующие в их поэтике фольклорные традиции сочетаются с летописной стилистикой историко-документального повествования. В этих предсмертных произведениях Кумова отчетливо проявляется христианский по своей сути гуманистический пафос творчества писателя, восприятие им братоубийственной войны как национальной трагедии.
При написании статьи были использованы материалы диссертации Марии Александровны Медведевой «Творчество Р.П. Кумова: Проблематика и поэтика». Волгоград 2022 год.