Кавалерия Людовика Четырнадцатого.

Apr 26, 2024 15:21







Данная статья посвящена вопросам развития французской элитной кавалерии в правление короля Людовика XIV.В исследовании рассматриваются вопросы организации, вооружения и боевого применения частей гвардейской и привилегированной кавалерии во второй половине XVII- начале XVIII века.



Перефразируя название работы одного из наиболее авторитетных современных англоязычных специалистов по истории военного дела Франции Людовика XIV, гвардейскую кавалерию можно назвать мечом исполина.
Середина XVII - начало XVIII столетий в военной истории Европы стало временем дальнейшего развития так называемой военной революции. На это время приходится один из важнейших этапов этого события - развитие регулярных армий, которые уже буквально к середине XVIII в. обеспечили Старому Свету дальнейшее, более стремительное, чем в предыдущие два столетия, распространение своей экономической и политической мощи в планетарном масштабе.



В Европе одним из признанных лидеров в области военного искусства и строительства вооруженных сил в это время, во многом по праву, считалась Франция Людовика XIV. К марту 1661 г., времени перехода реальной власти в королевстве после смерти кардинала Мазарини в руки двадцатидвухлетнего короля, Франция вышла победительницей из Тридцатилетней войны (1618-1648 гг., начавшееся в рамках этой всеевропейской войны противостояние в Испанией завершилось только в 1659 г.) и ряда внутренних смут, самыми знаменитыми из которых стали парламентская фронда и фронда принцев. Далеко не последнюю роль в победах власти суверена сыграла королевская армия.



Первые попытки создания подразделений на постоянной основе служащих своему государю во Франции относятся к концу Столетней войны, в правление Карла VII. Но, как и в большинстве государств Европы, во Франции до середины XVII столетия вопрос о необходимости иметь постоянные вооруженные силы упирался не только в непонимание необходимости иметь в мирное время более чем дорогостоящие наемные войска (как в Англии при Тюдорах и первых Стюартах, например), но в банальное отсутствие необходимых средств. Хотя Франция на протяжении Средних веков и Раннего Нового времени была самым густонаселенным (после Османской империи и весьма рыхлой в политическом плане Св. Римской Империи) и достаточно экономически развитым государством. Однако при необходимости в военное время французские короли уже к середине XVI в., тем более столетием позже, могли доводить численность войск, которыми они могли располагать до фантастического количества - 150 - 200 тыс. человек.



Французская армия уже с конца XV в. стала для многих европейских государей примером для подражания [6, p. 137]. Уже при первых Тюдорах в Англии, Генрих VIII в 1509 г. создает отряд конной гвардии - почетных копьеносцев (с конца его правления и до 1832 г. известных под именем джентльменов-пенсионеров), Карл II в 1656-1660 гг. организует на французский манер свою конную гвардию в виде корпуса телохранителей (три роты английские и рота шотландская и рота конных гренадеров). Последний корпус гвардии Людовика XIV послужил примером так же для создания кавалергардов в России Петром I и гард дю кор в Пруссии. Государи последней на рубеже XVII - XVIII вв. под прямым влиянием Версаля обзавелись своей швейцарской гвардией и мушкетерами.



Несмотря на богатую военную историю Франции до середины великого века - XVII, большинство полков пехоты и кавалерии королевства при старом режиме ведут свою родословную именно со времен Тридцатилетней войны или первого десятилетия правления Людовика Великого.

Устроение французской армии в целом и кавалерии в частности относится ко времени противостояния с Голландией (Соединенными Провинциями или Соединенными штатами) на начальной его стадии - между 1672 и 1678 гг. Согласно целого ряда королевских ордонансов кавалерия делилась на четыре группы: королевской гвардии, жандармерии Франции, полков легкой кавалерии и драгунов. К концу столетия в состав легкой кавалерии будут включены первые гусарские полки. Первые две группы французской конницы по своему составу и привилегиям можно справедливо отнести к элитной кавалерии. Королевская гвардия Франции располагала весьма сильными конными частями, элитными как по своему человеческому составу, так и конному материалу. Открывал конную гвардию корпус телохранителей (Gardes du Corps), первая рота которого была создана Карлом VII, из 4 рот: шотландскую, 1,2,3 французские роты. Этот корпус был самым привилегированным подразделением вооруженных сил королевства. Из числа гвардейцев первой роты (фантазия гения британской литературы сэра Уолтера Скотта поместила в ряды роты знаменитого Квентина Дорварда) формировалась так называемая гвардия рукава - отряд из 24 гвардейцев и их капитана (первого вооруженного дворянина Франции), - главной задачей которой была неотступная посменная служба при короле в современном понимании слова телохранитель.



Как и в большинстве рот конной гвардии, телохранители были дворянами по происхождению. Капитанами рот были представители знатнейших пэрских семей Франции. Очень часто капитан был маршалом Франции. Так в середине 1670-х гг. все четверо из капитанов были маршалами - герцог де Ноайль, маркиз де Дюра, герцог Люксембургский и маркиз де Рошфор. Те, кто их сменил на посту капитана, будут или уже обладателями маршальского жезла, или получат его в дальнейшем. Во главе этого корпуса находился капитан шотландской роты. При этой роте, которую в документах могли иногда именовать полковничьей, находился дополнительный штат военных и чиновников, управлявших телохранителями.

С точки зрения боевого применения телохранители использовались при охране королевских резиденций (неся пешую службу) и в качестве линейной кавалерии. Во время боевых действий в конном строю телохранители носили кавалерийские ботфорты, на вооружении имели защитный доспех - кирасу.

Довольно устойчивым мифом о французской кавалерии конца XVII -XVIIIвв. является признание ношения кирасы только за чинами полка кирасир Короля. Это не вполне верно. По французской терминологии того времени кирасой называли двойную кирасу, защищающую грудь и спину солдата. Вся французская кавалерия (за исключением драгунов и гусар) носила половинчатую кирасу, ее нагрудную часть, так называемый пластрон. А кирасиры Короля носили двойную кирасу. Впрочем, Людовик XIV неоднократно выражал недовольство слишком высокими потерями среди гвардейцев и армейских офицеров в кавалерии и поэтому требовал от них ношения доспеха не только в бою, но и на марше; офицеры и унтер-офицеры гвардейской кавалерии, в том числе телохранители, обязаны были носить двойную кирасу. В отношении последнего требования можно отметить, что иногда король требовал ношение двойной кирасы даже для драгунских офицеров. В началеXVIIIв. король предписал не допускать в эксплуатацию телохранителями кирасы, не выдерживающие огонь из карабинов (винтовок). Известны королевский ордонанс по этому поводу от 1703 г. и запись по дневнике маркиза Данжо от 1706 г. В линейной пехоте же, численность которой стремительно возрастала, использование дешевых кирас рядовыми было и чрезмерно дорогим, и не эффективным.



Численность рот телохранителей колебалась от 100 рядовых в 1663 г. до 360 в 1715 г. Наибольшего штата роты достигли в 1690 г. - 421 гвардеец. В роте было 7 офицеров: капитан, 3 лейтенанта и 3 прапорщика (именно так, пехотное звание прапорщик, ensign). В организационном плане рота, которая по численности была равна полку легкой (линейной) кавалерии, была разбита на 6 бригад, которые были сведены в 3 эскадрона.

Бригада была разведена на 2 полубригады. Во главе эскадрона находился лейтенант, который так же командовал первой бригадой своего эскадрона; второй бригадой руководил прапорщик. Во главе двух полубригад находились бригадир и подбригадир. Первый из этих двух унтер-офицеров считался старшим унтер-офицером бригады и в случае отсутствия или выбывания из строя офицера, командовал бригадой. Подобная система была очевидным образом схожа с рангом и служебными обязанностями центурионов в римском легионе: старший центурион командовал одновременно своей центурией и манипулом (группой из 2 центурий); центурией и когортой.
Наивысшая штатная численность бригады телохранителей достигала 70 гвардейцев. В полубригаде таким образом было 35 рядовых - по штатам практически рота армейской кавалерии или взвод (эскадрон) в английской кавалерии.

Следующими двумя конными ротами королевской гвардии были гвардейские жандармы и легкая кавалерия, шеволежеры. Обе эти роты возникли как отборные подразделения, чьи кадры были взяты из подразделений жандармерии Франции при Генрихе IV. По своему боевому применению, вооружению, обмундированию и штатам эти роты были схожи между собой. Максимальная численность подразделений в 1694-1708 гг. составляла по 240 гвардейцев. Капитаном рот номинально считался король поэтому реально ротой командовал лейтенант в ранге капитан-лейтенанта. Из офицеров в роте жандармов так же были 2 младших лейтенанта, 3 прапорщика и 3 младших прапорщика (guidon). У шеволежеров помимо капитан-лейтенанта и 2 младших лейтенантов было 4 корнета (в кавалерии во Франции и Англии это звание было приравнено к пехотному прапорщику). Роты в организационном плане были разделены на 4 бригады.

Первоначально во французской кавалерии (как, в прочем, во всех остальных армиях Западной Европы), в XVI - первой половине XVII вв. жандармы относились к тяжелой кавалерии и экипировались «рыцарским» доспехом - полным или трех-четверным (нога от колена, защищенного наколенником, и ниже была без доспеха, его роль выполнял ботфорт из твердой кожи). На вооружении, помимо кавалерийского меча и пистолетов были рыцарские копья. Легкая кавалерия носила только кирасу и шлем. Нижние чины шеволежеров к пистолетам из огнестрельного оружия могли получать ружья, которые иногда были нарезными. В начале XVII столетия начинается отказ от тяжелого копья в кавалерии (его сохранят только польские гусары, аналог французских жандармов); так же происходит уменьшение носимого солдатами доспеха. Итогом этих процессов становится полное нивелирование вооружения и конского состава во французской кавалерии: гвардейские и армейские жандрамы и шеволежерыиз доспеха носили только кирасу. Гвардейские шеволежеры до начала XVIII в. экспериментировали с нарезным оружием - к положенным пистолетам, время от времени в штат вооружения вводились карабины, как правило не более 20 на роту, которыми вооружались отборные стрелки, получавшие за свою меткость дополнительное денежное содержание.
Согласно королевским ордонансам все рядовые выше упомянутых двух рот приравнивались к лейтенантам армейской кавалерии. По телохранителям такие указы выпущены не были, но статус этих 4 рот был еще более высоким чем у жандармов и шеволежеров.

Д.О. Гордиенко, кандидат исторических наук

История, Кавалерия, Кавалерия Людовика Четырнадцатого

Previous post Next post
Up