Братья Панаевы
Героическая гибель братьев Панаевых во время Великой войны была неоднократно описана в дореволюционной прессе. Подвиги погибших героев вдохновляли живых. Все три брата служили в одном полку - 12-ом гусарском Ахтырском.
Старший из братьев, Борис Аркадьевич Панаев (14.11.1878 - 13.08.1914), воевавший еще в русско-японскую войну, уже 13 августа 1914 года во главе эскадрона в деле под с. Демния смело атаковал кавалерию противника, был ранен в ногу, но продолжал вести своих гусар в атаку. На плечах противника эскадрон ворвался в деревню и прошел ее справа по три. Прорвался под сильным фланговым огнем через мост и плотину. Выйдя из деревни, Борис, будучи вторично ранен в живот, продолжал по крутому подъему вести эскадрон на противника, засевшего в лесу за канавой. Вскочив в лес, гусары врубились в ряды австрийцев. Наткнувшись на проволоку, командир приказал рубить ее, но пал, сраженный еще двумя пулями в сердце и висок. Эскадрон выполнил задачу, Борис Панаев оказался единственным убитым в этой атаке с нашей стороны и стал первым из Георгиевских кавалеров, награжденных орденом посмертно. Указом от 7 октября 1914 года ротмистр Борис Аркадьевич Панаев был награжден орденом св.Георгия 4-й степени.
28 августа 1914 года австрийцы по всему фронту переходят в наступление. Завязывается встречный бой. 29 августа в сложное положение попадает 48-я пехотная дивизия генерала Корнилова. Он был охвачен с трех сторон и отброшен за Гнилую Липу. 12-й дивизии Каледина было приказано спасать пехоту. Приказ Брусилова звучал буквально так: «12-й КАВАЛЕРИЙСКОЙ ДИВИЗИИ - УМЕРЕТЬ. УМИРАТЬ НЕ СРАЗУ, А ДО ВЕЧЕРА!» Каледин, спешив три полка, начал бой, оставив в резерве Ахтырский гусарский полк. Противник сосредоточил весь огонь против наступающих. Спешенные полки сцепились с врагом в рукопашной. Чтобы спасти остатки пехоты и спешенных полков, Каледин принимает решение бросить в атаку в конном строю гусар.
Австрийцы, заметив приготовления полка к атаке, переносят весь огонь на гусар. Четыре эскадрона, невзирая на сильный пулеметный огонь и рвущуюся шрапнель, в конном строю атаковали наступавшую пехоту, обращая австрийцев в паническое бегство. Полк потерял убитыми: командира полка, трех офицеров, в том числе второго из братьев Панаевых - штаб-ротмистра Гурия Аркадьевича, и 44 гусара.
Штабс-ротмистр Гурий Аркадьевич Панаев (03.04.1880 - 29.08.1914)в ходе атаки увидел, что под одним из гусар убита лошадь, а сам он ранен. Верный гусарскому братству Гурий соскочил с коня, перевязал раненого и посадил его в свое седло. Сразу же после этого он вернулся в строй, но вскоре был убит, было ему 35 лет. Так же как и Борис Панаев он стал кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени, посмертно.
В этой же атаке участвовал командир 5-го эскадрона ротмистр третий брат Лев Аркадьевич Панаев (31.08.1882 - 19.01.1915). За отличие в атаке Лев получил Золотое Георгиевское оружие с надписью «За храбрость», о чем в представлении записано: «…ротмистр Л.Панаев личным примером довел эскадрон до удара холодным оружием, несмотря на встречные окопы и убийственный ружейный, пулеметный и артиллерийский огонь противника».
Однако и самому Льву Панаеву пришлось не долго носить почетную Георгиевскую саблю. Во время атаки в Галиции 19 января 1915 года он был убит в бою у местечка Лютовиска, и посмертно стал третьим в семье кавалером ордена св.Георгия. Ему тогда еще не исполнилось и 33-х лет. В указе о награждении было сказано, что ротмистр Лев Панаев в бою 19 января 1915 года, «…командуя эскадроном, несмотря на сильный оружейный огонь противника, проявил выдающееся мужество и, увлекая своим примером других, первым бросился на неприятельский окоп, выбил противника и занял господствующую высоту, причем, смертью запечатлел свой подвиг».
2 апреля 1916 года был подписан рескрипт Императора на имя военного министра с выражением участия матери героев-ахтырцев Панаевых.
Приказ по Николаевскому Кавалерийскому Училищу:
от 5 апреля 1916 г.
параграф 2
Объявляю с гордостью и счастливым радостным чувством ВЫСОЧАЙШИЙ рескрипт на имя Военного Министра.
В нынешнюю великую войну наша армия явила нескончаемый ряд примеров высокой доблести, неустрашимости и геройских подвигов, как целых частей, так и отдельных лиц.
Особое внимание привлекла геройская смерть трех братьв Панаевых, офицеров 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова, ныне ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ полка ротмистров Бориса и Льва и штабс-ротмистра Гурия, доблестно павших на поле брани.
Братья Панаевы, проникнутые глубоким сознанием святости данной ими присяги, бесстрашно исполнили долг свой до конца и отдали жизнь свою за царя и Родину.
Все три брата награждены орденом св. Георгия 4-й степени, и их смерть в открытом бою является завидным уделом воинов, ставших грудью на защиту Меня и Отечества.
Такое правильное понимание своего долга братьями Панаевыми всецело отношу к их матери, воспитавшей своих сыновей в духе беззаветной любви и преданности к престолу и Родине.
Сознание, что дети ее честно и мужественно исполнили долг свой, да наполнит гордостью материнское сердце и поможет ей стойко перенести ниспосланное свыше испытание.
Признавая за благо отметить заслуги передо мною и Отечеством вдовы полковника Веры Николаевны Панаевой, воспитавшей героев сыновей, жалую ее, в соответствии со ст. 8-ю Статута знака отличия св. Равноапостольной княгини Ольги, сим знаком 2-й степени и пожизненной ежегодной пенсией в 3000 рублей.
Пребываю к Вам благосклонный.
Николай."
"Летопись войны 1914-15 гг.", № 32, 28 марта 1915 г. Официальный отдел. Стр. 62.
Описание боевых подвигов, за которые пожалованы ордена Св. Георгия и Георгиевское оружие.
Орден Св. Георгия 4-й ст.
37. Убитому ротмистру 12-го Гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова, ныне Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полка Борису Панаеву, за то, что 13 августа 1914 года в деле под с. Демня бросился со своим эскадроном на выходившую из деревни бригаду кавалерии противника, подходя к которой был первый раз ранен в ногу, но продолжал вести эскадрон. Ворвался за противником в деревню и прошел ее справа по три. Прорвался под сильным фланговым огнем через мост и загражденную плотину. Выйдя из деревни и, будучи вторично ранен в живот, продолжал по крутому подъему вести эскадрон на противника, засевшего в лесу за канавой. Вскочив в лес, врубился в ряды австрийцев. Наткнувшись на проволоку, приказал ее рубить, но пал сраженный еще двумя пулями в сердце и висок. Своей решительной и безумно смелой атакой обратил в бегство неприятельскую кавалерию.
За несколько дней до гибели Льва Панаева к командующему 8-й армией генералу А.А.Брусилову явился на представление младший четвертый из братьев Панаевых, лейтенант флота Платон Аркадьевич Панаев (10.11.1884 г. - 1918, его дочь Нина Платоновна Панаева, филолог, в 2000 г. жила в Санкт - Петербурге). До этого он служил на далеком Амуре, был командиром канонерской лодки «Сибиряк», затем флагманским артиллеристом всей Амурской флотилии.
П.А. Панаев просил зачислить его в Ахтырский гусарский полк. По преданию, Брусилов сказал: «Панаевы - героическая семья, чем их больше, тем лучше». Но после известия о гибели третьего из братьев, Платон Панаев был отозван из действующей армии и зачислен на службу в одно из учреждений Морского ведомства в Петрограде. Но, «…спустя некоторое время, лейтенант Панаев подал рапорт об обратном командировании его к действующему флоту. Мать погибших трех сыновей, Вера Николаевна Панаева, не только не препятствовала намерению последнего сына, но вполне разделяла его желание, считая что на месте он нужнее, чем в Петрограде». 1 апреля 1916 года Платон Панаев отбыл к одной из действующих эскадр.