Если вы пишите об истории о кавалерии, то невозможно не касаться основных но малоизвестных событий истории, так или иначе связанных с историей нашей страны. Вас ждёт большой цикл, публикаций о младотурках, большевиках, и сражениях, в которых участвовала конница, казаки, басмачи и прочие участники боевых действий. Но мы будем касаться не только верхушек исторических процессов но и заглянем внутрь. Итак начнём.
О младотурках и "ихтиадистах" написано очень много. Но наше дело не в пересказе фактов, а в переосмыслении истории. В прошлых публикациях о младотурках, мы убедительно доказали, что их движение не имело характера революции, либо стремления создания справедливого общества. Младотурки это таран, для разрушения Османской империи, при этом разрушители руководимые единым центром могут использовать любые средства. как исламистов, христиан, курдов или большевиков для достижения своих целей. Мы убеждены, что единственной целью "Младотурок" было разрушение Османской империи, с целью создания независимого анклава "Палестина" с передачей его во временный британский протекторат. Энвер паша всей своей жизнью доказывал верность нашего пути исследования. Например в в июне 1908 года, когда младотурки в результате восстания провозгласили Конституцию в Османской империи, он устроил братание христиан и мусульман. Что, не помешало ему в последствии организовать резню христианского населения Османской империи. Далее начинается самое интересное. Будучи назначенным в 1909 году военным атташе в Берлин, будущий "исламист" Энвер - паша вдруг становится убеждённым германофилом. И это неудивительно, ведь Германия становится всё более интересной для сил разрушения империй и именно с немцами будет сотрудничать спонсор младотурок - Александр Парвус. Который ... да -да вы не ошиблись спонсировал и российских большевиков. Видимо первая ниточка между большевиками и младотурками была завязана ещё тогда, в 1909 году. По возращению, Энвер - паша опять участвует в гос.перевороте и становится участником правящего триумвирата . Он - Энвер - паша, Талаат паша и Джемаль паша.
Этот правящий триумвират, был ненавидим всеми, даже теми, кто ненавидел друг, друга. Истинные исламисты сторонники Абдул Гамида, армяне, греки (которых младотурки использовали для свержения власти султана) , промышленники и торговцы ненавидели эту "хунту". Чтобы якобы выпустить пар, "хунта" вовлекла Османскую империю в войну с Россией. Но причина была совсем не в этом. Вполне можно предположить, что "младотурки" действовали согласовано не только с русскими большевиками но и с теми силами в России которые втянули не готовую к войне страну в мировую бойню. Триумвират начал и проиграл войну. Условия Мудросского перемирия были катастрофичными для Османской империи. Проще говоря ей пришёл конец. Но в 1919 году Энвер - паша встречается с Карлом Радеком правой рукой Троцкого. Как мы помним Троцкий был напрямую связан с Александром Парвусом - спонсором большевиков. Целью встречи было ... чтобы вы могли подумать? Встреча немецких и российских коммунистов для организации борьбы народов Средней Азии большевиками против Британского влияния. Оговоримся сразу, что Энвер - паша на тот момент уже находился в изгнании и жил в Германии под чужим именем, поскольку у себя на Родине был приговорён к смерти. Сразу возникает вопрос, причём тут немецкие коммунисты и Средняя Азия? В 1919 году в Берлине Энвер паша создал «Мусульманское революционное общество» и выдвинул план объединения мусульманских народов под лозунгом «борьбы за освобождение». По какой то неведомой причине, исламисты понравились большевикам! Со стороны это могло выглядеть необычно, если ссылаться на знание о богоборчестве большевиков. Но на самом деле ничего не обычного. Большевики и младотурки были "из одного яйца", учились по одним методичкам у одних и тех же учителей типа Парвуса и его хозяев. Большевикам была нужна не борьба, им был нужен хаос и они его получили. Энвер - паша прибывает в Москву, где спокойно работает в «Обществе единства революции с исламом» под именем Али - бея. Я понимаю, что для не искушённого читателя это выглядит - "ничего особенного", но давайте посмотрим на Энвер - пашу глазами современников.
Другие лидеры среди младотурок, возможно, были такие же способные, как и Энвер. Это Махмад Шевкет, который возглавил марш на Константинополь в 1909 году, Джавид - еврейский финансист из Салоник, Джемаль - морской министр, и некоторые другие. Но никто не мог соперничать с Энвером по части политической дерзости. Он их всех перещеголял, совершая возмутительные, невозможные вещи. К лету 1914 года, когда ему было тридцать четыре и выглядел он таким же юным и собранным, как всегда, он достиг позиции, дающей огромную власть в Константинополе. Он женился на принцессе (дочери султана) и обосновался во дворце с личными телохранителями и свитой слуг.
Т.е. парень имевший в жёнах принцессу и живший ранее во дворце оказался "классово близким к большевикам?" осталось воскликнуть, как Станиславский - "Не верю!" На самом деле было вот, что. В мире на момент окончания Первой мировой войны сложилось две конкурирующие группировки. Одна в США - и большевики были под её крылом, вторая в Британии. Группировка финансистов из США во что бы то ни стало хотела расшатать господство Британии в Азии включая Индию. Они поставили такую задачу перед большевиками. Те не изучив личностные качества Энвер - Паши совершили с ним сделку.
В сентябре 1920 года Энвер поехал в Баку на 1-й съезд народов Востока. Известный казахский национал-прогрессист Мустафа Чокай, сблизившийся с Энвером в те дни, вспоминал: «Какой-то пожилой азербайджанец дрожащим от волнения голосом обратился к Энверу: «Твоя армия освободила Баку в сентябре 1918 года. С тех пор мы тебя не видели. В апреле 20-го она перешла на сторону Советов. Сейчас мы вновь в кабале, а ты празднуешь победу с нашими врагами. Что ответишь на это, Энвер?» «Азербайджан должен принадлежать азербайджанцам!», - ответил Энвер.
Вообще на этом съезде Энвера несло, он назвал себя представителем союза революционных организаций Марокко, Алжира, Туниса, Триполи, Египта, Аравии и Индостана и от их имени поблагодарил III Интернационал за возможность всем «воюющим против всемирного империализма и капитализма собраться сегодня в Баку». Т.е. не много не мало он представлял всю бывшую Османскую империю. Якобы представлял. Большевики уже на этом съезде стали косо посматривать в сторону Энвера - паши. Его выступления ограничивали. Хотя его влияние на делегатов съезда в том числе и от Турции росло. Сказывались личные качества героя нашего повествования. Энвер хорошо вывернулся перед "братьями" турками произнеся вот такую речь.
Когда Турция вступила в войну, мир был разделен на два лагеря: в одном находились бывшая царская, капиталистическая и империалистическая Россия и ее союзники, а в другом - Германия, во всем похожая на нее, и ее союзники. Мы же, боровшиеся против царской России, Великобритании и ее сторонников, намеревавшихся покончить с нами, взяли сторону Германии, которая, в отличие от них, согласилась оставить нас в живых. Немецкие капиталисты воспользовались нашими силами для достижения своих империалистических целей, а у нас не было иного способа сохранения нашей независимости.
Несмотря на опасения сопровождавших на съезд большевиков Нарком иностранных дел Чичерин был в восторге от возможности соединения идей пантюркизма и панисламизма в борьбе в Британским влиянием в средней Азии. Ничего не напоминает? Это же по сути попытка первой создания террористической исламско - ориентированной организации, не мусульманами, для достижения собственных военно - политических целей! Так, что идея первой "Алькаиды" принадлежит российскому большевику Чичерину. А может и самому Троцкому и его хозяевам.
Энвер паша, сам предложил себя в роли борца с басмачами в Средней Азии. Он утверждал, что способен взять ситуацию под контроль. Однако после консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР (Бухарской народной социалистической республики), он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной Армии с территории Бухары. Он приезжает в Бухару и через 23 дня открыто переходит на сторону басмачей. Думаете большевики расстроились? Да совсем нет. Они сыграли с Энвер пашой в другую игру. Открытое выступление Бухарской республики против Советской власти, дало повод Советской России обрушиться на Среднюю Азию всей военной мощью. А Энвер - паша стал лишь запальным фитилём в этом региональном взрыве. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата.
Он начал с сотрудничество с Ишон - султаном. Он развернул активную деятельность по координации басмаческого движения, и был признан эмиром Сейид Алим-ханом главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана. В феврале 1922 руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. Он пишет своему брату.
Дела идут именно так, как я хотел. Беки вместе со своими бойцами собираются из всех неоккупированных частей Восточной Бухары, а именно Куляба, Бальджувана, Дарваза и Каратегина. Ассамблея, составленная из этих беков, составит на первых порах новое правительство Бухары. Все готовы исполнять то, что я захочу... Я вступал в бой с русскими пять раз за последние десять дней. В самом последнем из боев много русских было убито.
Но миссия его была выполнена. Повод для вступления войск РККА в Среднюю Азию был дан. И он стал не нужен. В августе 1922 года Энвер-паша был убит. Но обстоятельства его гибели стоит прояснить
Москва настаивала брать этого ублюдка только живым. Телеграммы шли то за подписью Троцкого, то Ленина. Вмешался в это дело и Дзержинский. У всех просьба-требование - Энвера брать только живым. Дудки! Этому преступнику, этому заклятому врагу моего народа - никакой пощады! Легендарный Гаспар Карапетович Воскамов в те дни командовал войсками Туркестанского фронта, заменив на этом посту Семена Буденного. Он тоже прислал телеграмму, которая была лаконична: “Мне нужен мертвый Энвер. Прочти. Думай. Немедленно сожги”. ( Из воспоминаний Акопа Мелкумяна )
Интересно почему большевики хотели увидеть своего друга живым? Наверное имели на него какие то планы? Есть две версии гибели Энвера - паши. Первая.
Из воспоминаний Акопа Мелкумяна
Нa рассвете мои полки внезапным ударом еще до утренней молитвы ворвались в Кофрун. Началась жестокая рубка. Басмачи банд Энвера не выдержали нашего дерзкого, ошеломляющего удара. Энвер без халата и сапог - он еще нежился в постели, когда под его окном засверкали наши клинки, ускакал в горы. Нет, не уйдешь, кровавый шакал, на твоей совести кровь моего народа! Двадцать пять верст гнался за ним. Настиг его в большом кишлаке Чаган. В кровавой рукопашной схватке прикончили всю банду “правоверных” убийц. Энвера зарубил лично. По праву победителя оставил себе его личную печать: огромную, серебряную, с надписью - “Верховный главнокомандующий всеми войсками ислама, зять халифа и наместник Магомета”. А вот личный Коран и позолоченный халат Энвера отправил в Москву... Энвер пережил кровавого собрата Джемала всего-то на десять суток. Да, я прикончил Энвера летом 1922 года на окраине кишлака Чаган, недалеко от мечети. Приговор турецкого Военного трибунала приведен в исполнение в Берлине, Тифлисе, в кишлаке Чаган! Возмездие неминуемо!
Вторая версия.
Из мемуаров Георгия Агабекова
“Рапорт командира дивизиона в штаб 13-го корпуса: “Приняв тщательные меры предосторожности, дивизион направился по указанному направлению. Недалеко от кишлака, где был расположен штаб противника, мною был выделен один эскадрон и послан в обход, чтобы отрезать путь на случай отступления противника. В пять часов утра дивизион пошел в атаку, но был встречен оружейным огнем противника. Нашим пулеметным огнем противник был сбит с позиций и беспорядочно бежал.
Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но, наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди трупов опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран”.
Третья версия наименее правдоподобная.
В тот момент Энверу сообщили две вещи: во-первых, русские окружили, во-вторых, вон тот джигит на самом деле кафир.
...Энвер-паша вскочил на коня, схватил того “русского командира”, прямо как тушу козла, перевалил поперек седла и умчался. Этот командир и убьет его чуть позже...
Так помнят и рассказывают сегодня историю смерти Энвер-паши простые жители Бальджувана, где 4 августа 1922 года был убит генерал.
Энвер-паша несется с русским командиром на седле.
- Русский был еще жив, и у него в сапоге был ствол. Так нам рассказывал мой дед, - вспоминает житель современного села Обидара Хайриддин Гуломов. - Вдруг русский очнулся, вытащил ствол и выстрелил в Энвера из-под его ног. Раненый паша бросил его и поскакал дальше. Доехав до Обидары, он упал и уже здесь отдал душу.