Коротко напомню о тех событиях. 17-ому казачьему кавалерийскому корпусу, в составе которого в конечном итоге оказались 12-я и 13-я Кубанские, а также 15-я и 116-я Донские казачьи кавдивизии, была поставлена задача обороны рубежей по левому берегу Дона, реке Кагальник и далее, взаимодействуя с Азовской военной флотилией, оборонять восточное побережье Азовского моря до Темрюка. Ситуацию осложняло, практически полное отсутствие авиации у советского командования. 94 машины генерала Горюнова против одной тысячи самолётов противника. Впрочем такая ситуация была всю войну. Все конники и Белов и Плиев пишут об отвратительной работе советской авиации при поддержке действий кавалерии. Потому ситуация сложилась такая буд-то бы армия конца 19 века воюет с современной армией середины 20 века. 24 июля 1942 г. немцы повторно заняли Ростов-на-Дону и двинулись на юг в сторону Краснодара. По приказу Командующего Северокавказским фронтом Маршала Советского Союза С.М.Будённого 17-й кавкорпус был срочно снят с обороны побережья Азовского моря и направлен навстречу прорвавшимся через Дон вражеским войскам. 28 июля на берегах реки Кагальник начались боевые действия частей 17-го казачьего кавкорпуса с противником. Полки 15-й Донской казачьей дивизии с подразделениями 12-й Кубанской казачьей дивизии первыми вступили в боевое соприкосновение на рубеже реки Кагальник в районе Задонский-Победа-Бирючий-Цукорова балка. В течение 28 и 29 июля они вели бои с превосходящими силами противника. из-за слабости обороны фланговых частей и соединений 18-й армии, отступивших под натиском противника, казакам был отдан приказ на занятие обороны по южному берегу реки Ея на рубеже Кущёвская -Шкуринская-Канеловская.
В ночь с 29 на 30 июля в Кущёвской были подорваны и сожжены намеченные объекты.9 Сапёрный батальон взорвал, в том числе, и мосты, по которым с разъезда Кисляковка могли бы подойти два советских бронепоезда для поддержки огнём рубежа обороны 17-го кавкорпуса.
30 июля противник провёл усиленную разведку реки Ея в направлении Канеловской. 116-я кавдивизия донских казаков со средствами усиления, совершив из Ейского района 110-ти километровый марш, к 5 часам утра 30 июля сосредоточилась в районе Канеловской с целью не допустить форсирования реки противником и прикрыть отход частей 15-й кавдивизии и 68-й стрелковой бригады, затем отход на Шкуринскую. 31 июля 1942 г. утром, совершив 45 километровый марш, части 15-й кавдивизии вышли в район станицы Кущёвской. работы. В тот же день в 11 часов противник вошёл в Кущёвскую силами до батальона пехоты усиленного 10 бронемашинами, оттеснив части 216-й стрелковой дивизии в направлении станицы Кисляковской. В результате противник занял южную и западную окраины станицы.
В связи с переходом противника на южный берег реки Еи в обороне корпуса появилась опасная брешь шириной до 10 километров. Командир корпуса генерал Кириченко принял решение ликвидировать опасность, использовав резерв - 13-ю кавдивизию (два кавполка), усилив её танковой бригадой, кавполком 12-й кавдивизии и конноартиллерийским дивизионом. Атаку должны были начать около 6 часов утра 2 августа. Но части 13-й кавдивизии после 45-километрового марша из станицы Ленинградской в район Кущёвской прибыли с опозданием из-за сложностей ночного перехода по пересечённой местности. Подразделения кавалерии стали строиться к атаке только в 11 часов утра. Атака была предпринята на части 4-й горнострелковой дивизии вермахта. В ходе противодействия атаке противник применил артиллерию и миномёты. Но небольшая дистанция схождения, не дала противнику использовать преимущество в средствах огневого поражения, поскольку кавалерия сближаясь на предельной скорости (40 - 45 км.ч) быстро прошла полосу огня и сходу врубилась в боевые порядки противника.
Несмотря на то, что кавалерия выбила противника из хутора Весёлый, закрепиться ей там не удалось. По хутору был открыт шквальный артиллерийский огонь и стали наноситься удары с воздуха. При полном отсутствии контрбатарейной борьбы (советской артиллерии было просто нечего противопоставить немцам) и полном господстве в воздухе вражеской авиации, советской кавалерии пришлось отойти на исходные позиции и перейти к обороне. Сказалось и то, что танковая бригада приданная кавалеристам, уклонилась от боя и не поддержала атаку, не выполнив приказ о занятии позиций отбитых кавалеристами у врага. Таким образом, два «столпа» РККА танки и самолёты, то чем так гордился И.В. Сталин в этой операции не участвовали, и кавалеристы оказались в положении конников конца 19 века, имея на вооружении только шашки и винтовки. Кавалерийские полки 15-й Донской кавдивизии, под командованием полковника Горшкова, продолжали активные боевые действия. 2 августа 1942 г. 25-й кавполк донских казаков после рукопашного боя к 14 часам ворвался на западную окраину Кущёвской в районе вокзала. 42-й кавполк достиг южной окраины Кущёвской. И лишь в центре 33-й кавполк залёг в 400 метрах от юго-западной окраины станицы. Начались изнурительные позиционные бои. Кущёвская несколько раз переходила из рук в руки. Не имея поддержки соседних частей 18-й армии, продолжавших отступать, испытывая ничем не парируемое огневое давление с земли и воздуха по приказу командующего фронтом кавалеристы вынуждены были отойти на исходные рубежи.
Всего за трое суток боѐв под Кущёвской потери 13-й кавдивизии составили: убитыми 93 человека, ранеными - 338 человек. Конского состава выбыло из строя 132 лошади. За это время противник, не считая двух батальонов, уничтоженных во время конной атаки 13-й кавдивизии, потерял убитыми и ранеными не менее 2050 солдат и офицеров. При этом никакого оперативного успеха дивизии и её командованию достичь не удалось. Тактический успех конной атаки был нивелирован отсутствием у советского командования возможности и умения развить оперативный успех, который должен был бы выразиться в полном разгроме обороняющихся частей вермахта в частности 4-й горнострелковой дивизии. И дело было не только и не столько в отсутствии огневой и авиационной поддержки. Всё дело заключалось в не умении советского командования добиться, оперативного взаимодействия частей и подразделений, о чём ярко свидетельствует боевой эпизод с танковой бригадой не выполнившей боевой приказ по поддержке кавалерийской атаки.