Антуан-Шарль Орас, известный под именем Карла (Шарля) Верне, родился в Бордо. Он прожил довольно долгую по меркам того времени жизнь, даты его рождения и смерти уложились в 1758-1836 годы. Т.е. он прожил почти 78 лет, и не смотря на собственный уничижительный отзыв о себе стал для меня открытием. Его имя «зацепило» меня, через изучение коней принадлежавших Наполеону. Один из них, а именно Таурис, подарок русского императора опубликован в предыдущей публикации, а сегодня в данной публикации один из арабов конюшни Наполеона - жеребец по кличке Сталлион.
Более примечательна другая картина Верне. Наполеон отдающий приказы при Аустерлице.
1808 год холст масло.
На картине араб Маренго. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809).
Антуан Шарль Орас Верне - Битва при Маренго, 23 прериаля1800 Частная коллекция.
Наполеон не был великим всадником, хотя он и мог за день проехать чуть ли не 100 км. меняя лошадей, но он не отличался ни красотой посадки, ни чувством лошади, тем более любовью, к лошадям. В сражении при Арси - Сюр - Об - 1814 года Наполеон специально направил лошадь на дымящуюся и вращающуюся гранату, чтобы показать солдатам своё бесстрашие. Граната разорвала лошади живот вывалив все внутренности, а Наполеон , как ни в чём не бывало сменил коня и продолжил у правлять войсками. Всего Наполеон в своих войнах истребил полмиллиона лошадей, в одной только России было потеряно 50 тыс. голов. Впрочем Наполеон не только подорвал коневодство Европы, он ещё и обезлюдел саму Европу. Но это уже другая тема. Пока вернёмся к Верне. Очевидно, что художник тонко чувствовал движение лошади и всадника. Вот один из его прекрасных рисунков. «Карабинер садиться на лошадь».
Цикл его ориенталистики не менее прекрасен. Очевидно, что художник разбирался в красоте лошадей и особенно арабских лошадей.
Восточную романтику во Франции привнёс несомненно Египетский поход Наполеона. От туда же пошло повальное увлечение восточными всадниками и хорошо и главное давно известной в Европе арабской лошадью.
Надо отметить, что Верне прошёл классическую школу художника. Первые три года он осваивал только рисунок и только когда его рисунок стал безупречным его допустили к краскам. Сам Наполеон весьма высоко оценивал заслуги Верне сказав - «Месье Верне, как художник, вы подобны Баярду, этому легендарному рыцарю без страха и упрёка. Вот как я вознаграждаю за заслуги» И вручил художнику орден Почётного Легиона. При этом живописные полотна художника, отличаются статичностью поз и цветовым решением близким к полотнам классицизма, хотя именно в эпоху Наполеона зародился более живой и цветонасыщенный романтизм. Рисунок удаётся Шарлю Верне куда лучше.
И сравним с живописью.
Мамлюк на "большом" резвом галопе.
Мамлюк на резвом галопе не кажется, столь динамичным, как например арабский конь и его коновод, который был приведён выше. В изображении баталий талант Карла Верне не отличался живой оригинальностью, но тем не менее, по мнению его биографа, историка искусства Армана Дайо, художником был открыт новый способ писать сражения. Верне словно помещал зрителя в самый центр баталии и изображал не только общую схему генерального расположения сил, но и показывал перемещения войск, драматические эпизоды, в которых участвуют воины и лошади, генералы и солдаты. Карл Верне включал в картину и второстепенные сюжеты, которые обрамляют подобно занавесу главную сцену сражения: марши, отдельные столкновения, залпы артиллерии. Ход сражения показан развернуто и динамично. Верне, прошедший с Бонапартом Итальянскую кампанию и рисовавший с натуры то, что ему нравилось, действительно был новатором в батальной живописи. Он дополнял картину общего движения войск отдельными яркими эпизодами, акцентируя выразительные жесты персонажей. Безусловно, Карл Верне не был великим живописцем, и его нельзя ставить в один ряд с А. Гро или Т. Жерико, его произведения, холод ные и рафинированные, были отражением эпохи и стиля ампир. Его живописи чужды черты зарождающегося романтизма с резкими светотеневыми контрастами, широкой вдохновенной манерой живописи и бурными страстями. Легкость его искусства была поразительной, без видимых усилий он подчинял своему таланту совершенно разные сюжеты, он переходил от самого легкого жанра к самому строгому. Острый глаз художника подмечал все характерные детали, превращая его произведения в графический документ эпохи.