Нам трубят - гусары в дело Быстро на конь, сабли вон,Станем дружно, станем смело За Царя, за свой закон!
В марте 1764 года на южном форпосте Российской империи в крепости Святой Елисаветы из расположенного там казачьего полка был сформирован Елисаветградский пикинерный полк. Это был процесс перевода казачьих полков в регулярство. Полк был переименован в 1783 году в Елисаветградский легко-конный, в 1789 году - в Елисаветградский конно-егерский, а уже Императором Павлом I учрежден как гусарский генерала от кавалерии Дунина полк, но в 1801 году полк приобрел новое название - Елисаветградский гусарский полк. В 1882 году в связи с проводимыми в армии реформами полк обращен в Елисаветградский 9-й драгунский. После Русско-японской войны Николай II для поднятия пошатнувшегося престижа армии восстанавливает гусарские полки, и с 6 декабря 1907 года и до своего окончательного расформирования в 1918 году полк именуется как 3-й гусарский Елисаветградский Ея Императорского Высочества Великой Княжны Ольги Николаевны полк.
Великая княжна Ольга. Мы гусары не из фольги,Всяк из нас литой булат,Бережем мы имя Ольги,Белый ментик и Штандарт!
Перед Первой мировой войной полк был дислоцирован близ Мариамполя Сувалкской губернии, он находился в составе 3-й кавалерийской дивизии (3-й армейский корпус Виленского военного округа). Последним шефом полка (с июля 1909 г.) была Великая княжна Ольга Николаевна.
В поле брани, в поле честиИмя Ольги- нам закон,Мы влетим, гусары в дело,И исчезнет враг, как сон.
Приоритет в пополнении командных кадров отдавался выпускникам Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища. Если судить по гусарскому фольклору, то можно подумать, что пьянство в полках было обыкновенным способом существования большинства офицеров. Действительно, как еще можно интерпретировать следующую историю?
Эскадрон ротмистра Турчанинова стоял в Шатове. Это еще хуже, чем Ченстохов, где стояли гусары Митавского полка. Видимо, в ротмистре погиб священник. Уж больно он любил в состоянии легкого подпития переодеваться батюшкой и служить службу. Причем почти всегда одну и ту же. А именно: подпоручика Ицкова, благо он был слаб на спиртное, напаивали мертвецки пьяным, наряжали в саван, клали в гроб, и Турчанинов отпевал его по всем правилам. Затем ящик грузили на телегу и в сопровождении эскадрона со вставленными в дула винтовок горящими свечами везли на высокий холм близ Шатова. Там отпевание заканчивалось, гроб с Ицковым оставляли и расходились по квартирам. К утру протрезвевший и продрогший подпоручик как был, в саване, бегом возвращался в Шатов, ругаясь на чем свет стоит и клянясь, что больше - ни рюмки. Проходило время - и история повторялась. Однако!..По свидетельству участника этих отпеваний графа Остен-Сакена, все это было скорее ребячеством, чем болезнью. Едва кончились 20-е годы ХIХ века, как мода на пьянство прошла, и почти все офицеры, кутившие столь изрядно, потеряли к бутылке всяческий интерес. Что же касается нижних чинов, тот тут пьянство преследовалось и по уставу, и по традиции.
Если ж ментик наш кровавым Зарумянится пятном,То с двойною, братцы, славой Щеголять мы будем в нём!
3-й гусарский Елисаветградский полк - 1909 год
- Рерберг Федор Сергеевич - полковник - командир полка
- Линдестрем Николай Владимирович - подполковник
- Принц Петр Николаевич - подполковник
- Скомпский Бронислав Осипович - ротмистр
- Нереновский Федор Иванович - ротмистр
- Бенцелевич Александр Александрович - ротмистр
- Гусейнов Али-Хан-Мехти-Бек-Оглы - ротмистр
- Арнольди Константин Александрович - ротмистр
- Такоев Ахмед Хосакоевич - ротмистр
- Макаров Василий Матвеевич - ротмистр
- Безобразов Николай Николаевич - штаб-ротмистр
- Халяев Петр Петрович - штаб-ротмистр
- Обух Платон Платонович - штаб-ротмистр
- Урбан Альфонс Густавович - штабс-ротмистр
- Султан-Гирей Крым Селетович - штаб-ротмистр
- Самсонов Ил. Ил. - штаб-ротмистр
- Пономарев Николай Андреевич - поручик
- Небо Максим Готгардович - поручик
- Старицкий Александр Сергеевич поручик
- Марков Павел Петрович - поручик
- Пальмрут Георгий Фридрихович - поручик
- Мединский Александр Викторович - поручик
- Заррин Сергей Федорович - поручик
- фон-Баумгартен Федор Владимирович - корнет
- Рябинин Александр Сидорович - корнет
- Коркейла Генрих Густавович - корнет
- Соколовский Анантолий Болеславович - корнет
- Кобылин Александр Васильевич - корнет
- Бобровский Александр Васильевич - корнет
- Русеев Арсений Петрович - корнет
- Лебедев Леонид Дмитриевич - корнет
- Ульгрен Николай Григорьвеич - корнет
- Шершавицкий Николай Николаевич - корнет
- Валлиус Гинор Фридрихович - корнет
- Кенеман Эм. Эмил. - корнет
- Тизенгаузен барон Герман Германович - корнет
- Бетхер Юл. Эд. корнет
- Крыжаковский Владимир Владимирович - корнет
- Стеблин-Каменский Александр Егорович - корнет
- Фрейман Альфонм Федорович - корнет
- фон-Баумгартен Георгий Владиирович - корнет
- Ильченко Николай Петрович - корнет
И других не будет пятен На почетной белизне,Ментик наш и чист и знатен,Как и в мире, так в войне!
Нижние чины вооружены 3-х линейной винтовкой обр. 1891 г. казачьего образца (аналогичная драгунской, но штыком не комплектуется и пристреливается без штыка) или карабином обр. 1910 г. на коричневом ремне , который в гусарских полках встречается гораздо чаще, чем в уланских; драгунской шашкой нижних чинов обр. 1881 г., но на ножнах отсутствуют крепления для штыка. По 24 рядовых в каждом эскадроне вооружены, кроме того, защитного цвета трубчатыми стальными пиками кавалерийскими обр. 1862г. (c1910г. пика обр.1910г.) (при парадной форме с флюгером, при остальных - без). Вахмистры, подпрапорщики и нестроевые вооружены вместо винтовок или карабинов револьверами обр. 1895 г. системы "Наган" солдатского образца в коричневой кожаной кобуре на походном револьверном шнуре. В остальном походное снаряжение и вооружение аналогично военнослужащим драгунских и уланских полков.
Кто посмотрит на полк славный,На гусаров удалых,Сразу скажет: "Ментик белый…Он дрался за четверых!"
В кавалерийских частях вооруженных сил юга России сражались и бывшие гусары-елисаветградцы. Те из них, кто остался в живых и эмигрировал за границу, создали в 1931 году Полковое объединение Елисаветградских гусар, вошедшее в Объединение кавалерии и конной артиллерии при IV отделе РОВСА. В соответствии с «Положением», оно не преследовало никаких политических целей, а было организовано для поддержания связи между однополчанами, оказания моральной и материальной помощи нуждающимся, сохранения традиций полка, сбора исторических материалов. Председателем Объединения Елисаветградских гусар был избран генерал-лейтенант Анатолий Иванович Мартынов. В объединение прославленного полка «голубых гусар» входили пять генералов и около сорока бывших офицеров, находившихся в то время в США, Франции, Югославии, Болгарии, Польше, Данциге, Финляндии, Германии, Румынии, Швейцарии, Эстонии, Латвии и Литве. Полковое объединение выпускало «Вестник Елисаветградских гусар» (до начала 2-й Мировой войны был выпущен 101 номер). В настоящее время 86 экземпляров «Вестника» находятся в США в Гуверском архиве в коллекции баронессы М.Д. Врангель.