На данный момент основным источником достоверных данных о Донском восстании является книга А.В.Венкова "Вёшенское восстание", у меня данная книга представлена изданием московского издательства "Вече" (сдана в набор в 2016 году). Общая мысль доводимая автором, на страницах 166 - 167, что экспедиционные силы красных, были весьма пёстры, состояли порой из "лоскутных" подразделений, собранных из различных мест. Для наглядности я приведу полный список из книги. Итак начдив Волынский составил 27 марта полный список подчинённых ему войск.
- 1-й Московский полк - 2500 чел.
- 5-й Заамурский полк - 470 сабель.
- 1-2-3 -й Заград отряды. неустановленной численности.
- 1-й Саратовский полк в 400 сабель.
- 11-й Камышинский кав.дивизион - 350 сабель.
- Десять запасных рот - 1 тыс.штыков.
- Батальон лыжников - 600 чел.
- 5-ая конная батарея.
- 23 - я противосамолётная батарея.
- Морской батальон.
- 2-й Инетернациональный батальон.
- 3-й казачий полк Степана Разина.
Приведённые данные интересны для военного анализа. В частности мы видим что, никакой тотальной мобилизации для борьбы с восставшими казаками большевикам провести не удалось. Мы видим "лоскутное войско" собранное по принципу "с мира по нитке" Следовательно тезис употребляемый многими о том что "Вся Россия навалилась", не находит своего подтверждения. Но не менее интересна в данном случае монография "Крестьянские Мятежи В Воронежской Губернии летом 1919 Года. В. Борисенко. Воронежский государственный университет 2015 год. Из данной монографии следует что, на границах с Донской области вспыхнули крестьянские мятежи, в качестве сопротивления мобилизации. ", серьезную
опасность представляли крестьянские восстания,вызванные введением продналога и поимкой дезертиров. Кроме мятежей в Землянском и Задонском уездах (март - апрель 1919 г.), восстания проходили в Новохоперском,Бобровском, Борисоглебском, Павловском, Калачеевском, Коротоякском уездах в конце мая августе 1919 г. В Новохоперском уезде восстание вспыхнуло на почве очередной волны мобилизации и сопутствующей ей поимки дезертиров, мобилизуемые крестьяне и дезертиры оказывали сопротивление. На помощь Новохоперским повстанцам пришли дезертиры Борисоглебского уезда Тамбовской губернии из района Касторное-Архангельское,организованные офицерами и двигавшиеся по на-правлению к Таллермановскому лесу."
Следует отметить, что действия донцов против красных в Воронежской губернии носили "набеговый характер", т.е. донцы вторгались, громили красные отряды и уходили назад в пределы области. Восстание воронежских крестьян сопротивлявшихся советской власти ширилось - "В Новохоперском уезде на почве мобилизации по
поимке дезертиров 25 мая вспыхнул мятеж в трех северных волостях, который легко мог быть подавленсилами Новохоперского уездвоенкома. однако из Борисоглебского уезда перешли банды дезертиров,относительно хорошо вооруженные, под командованием бывших офицеров. общими усилиями Новохоперского и Борисоглебского уездов при взводе артиллерии и частей 9-й армии мятеж был ликвидирован,но неумелыми действиями командира борисоглебского отряда Протопова дезертиры были не переловлены, а разогнаны. Скопившись в другой части уездав шести волостях, дезертиры и укрывающиеся отмобилизации при поддержке населения подняли восстание. Волостные советы и комячейки были разогнаны, восставших насчитывалось около 5000 человек, вооруженных пулеметами, ручными гранатами. Мятежники мобилизовали население от 20 до 40 лет под лозунгом «Долой войну! Бей коммунистов!Да здравствуют большевики!». Дезертирами руководили морской офицер Шароваров и некто Россихин,восставшие пытались перерезать сообщение с Воронежем, захватив железную дорогу.
Собственно говоря лозунг "Бей коммунистов! Да здравствуют большевики!"
Характерен для того периода Гражданской войны в России, когда население не понимало сути происходящего, смысла политических лозунгов и даже названий противоборствующих партий. На мой взгляд, подобный хаос в головах, царил и в Белой армии. Всё это было следствием тотальной не образованности русского общества. Но продолжим. Верхне - Донское восстание которое якобы было обусловлено не желанием казаков идти за пределы области "в Россию", на самом деле протекало совершенно иначе именно в приграничных волостях Воронежской губернии. "В Богучарском направлении 3 июня казаки заняли слободу Бычек. Служащие из Волвоенкома бежали, сведений о комиссариате не поступало, канцелярия комиссариата не эвакуировалась. В Богучаре был организован ревком." "К 15 июня в придаченской волости Воронежского уезда волвоенком доносил, что настроение населенияк советской власти неприязненное... Благонадежный требовал от Воронежа сильных подкреплений, с которыми через два дня собирался перейти в наступление в 25 верстах юго-восточнее Новохоперска. Станица Михайловская Хоперского округа была занята восставшими казаками, в этом районе повстанцы объединились с дезертирами. " Из приведённых данных мы видим что, восставшие казаки и воронежские крестьяне не испытывали неприязни подобной той которую испытывали друг к другу донские казаки и донские крестьяне. Боевые действия красных против восставших воронежских крестьян проходили по всей северной границе Хопёрского округа. В частности ожесточённые бои шли в Борисоглебске, Нижнем и Верхнем Карачане, а также в районе Кардаила. 6 июня 1919 года восстание охватило Павловский уезд (не имевший границы с Донской областью), несмотря на утверждения советских историков о том, что восстание было вызвано мобилизацией, основная причина восстания состояла в тотальных реквизициях у крестьян, хлеба, скота, лошадей. В то время в Новохоперском уезде бунтовало до 6000 хорошо вооруженных человек под командованием бывших офицеров, примерно также развивалось восстание в Калачеевском уезде [3, л. 71]. В последних числах мая граждане Клеповской, Ливенской и Гвоздевской волостей вместо отправки в Павловск начали в большом количестве собираться в Шиповском лесу, к ним присоединились вооруженные дезертиры из Бутурлиновки. Боевые действия отличались ожесточённостью.
"Дезертиры", а на самом деле хорошо мотивированные повстанцы воевали хорошо и умело " Жители окрестных сел ушли в леса, население снабжало повстанцев хлебом, а также вело разведку для них. Во главе повстанцев стояли левые эсеры: Дорохов, сын попа, орловский, бывший псаломщик. повстанцы выставляли к опушкам леса караул, вели разведку. 5 июня силы продотрядов и красной роты наступали на Ершовку и Клеповку, отряд павловского уездвоенкома в 72 человека занял Ершовку. Вечером того же дня мятежники атаковали Ершовку в количестве до 300 человек, наступавшие шли в бой тремя цепями, половина из них были вооружены винтовками, а осталь-
ные бомбами и револьверами [там же, л. 72]. Воинские части, стоявшие в Бутурлиновке и посланные в Клеповку (450 человек), отступили, потеряв два пулемета, так как были неблагонадежны и слабо дисциплинированны. При этом казачьи кавалерийские отряды постоянно тревожили красные тылы, внося сумятицу и дезорганизацию в ряды красных. один из казачьих отрядов действовал в районе Подколодновка-Журавка-Петропавловка. после упорного боя вооруженные силы большевиков, истратив все свои патроны, отступили. Для подавления крестьянских выступлений в Воронеж с севера постоянно прибывали запасные части 8-й армии. В самом Воронеже концентрировалась ударная группа для борьбы с мятежниками.
Губернские коммунисты получили строгий приказ из Воронежа: «Брать заложников из восставших волостей и при первом же выступлении дезертиров и сочувствующих им крестьян расстреливать заложников» [там же, л. 94 об.]. 21 июля 1919 г. экспедиционный корпус карателей сдерживал противника на фронте свыше ста верст. правым флангом был левый берег Дона, включавший в себя селения ниже Мамона, левый фланг охватывал правый берег
Хопра от станицы Усть Бузулуцкая. Силы экспедиционного корпуса состояли из 2-й и 3-й дивизий. Линия фронта находилась в 25 верстах от пределов Новохоперского уезда и в 20 верстах от района восстания казаков. Фронт не был стабильным, так как в некоторых местах имелись прорывы.
Общая усталость повстанцев, от Первой мировой войны и последующей Гражданской, карательные меры, взятие заложников, точечные удары чекистов по руководителям восстания, привели к тому, что к июлю 1919 года, восстание в крестьянских уездах Воронежской губернии пошло на убыль. К тому же июль начало уборки хлеба и многие повстанцы будучи крестьянами стали расходиться по домам. По мере ослабления организованного сопротивления, советская власть стала вылавливать повстанцев и проводить их принудительную мобилизацию.
Выводы. Синхронные восстания крестьян в Воронежской губернии и донских казаков в 1919 году, было обусловлено одинаковыми причинами. Не приятием населения политики советской власти по отношению к населению южной России, основанной на принудительной экспроприации хлеба и материальных ценностей, которые проходили на фоне массовых репрессий, грабежей и убийств мирного населения. Чтобы понять масштаб бедствий, можно привести следующую статистику. К примеру население слободы Белогорье Воронежской губернии, за три года советской власти сократилось вдвое. С 10 до 5 тыс. чел. К сожалению, восстание донских казаков и воронежских крестьян не имели общего стратегического плана, имели все черты стихийности, присущей народным восстаниям. Восставшие плохо взаимодействовали друг с другом, руководители восстаний не имели никаких контактов друг с другом. Крестьянские восстания 1919 г. не только значительно ослабили военную мощь Красной армии в Воронежской губернии, оттянув на подавление мятежей значительную воинскую силу, но и способствовали последующим успехам донских казаков летом - осенью 1919 г. Советское руководство, подавив мятежи 1919 г., не сделало для себя должных выводов и не
предприняло соответствующих мер для пресечения подобных экцессов, что проявилось затем в «колесниковском» восстании 1920-1921 гг. О котором я расскажу в следующей публикации.