Два интервью о Дагестане и не только

Mar 17, 2013 21:30

Журнал «Дружба Народов» 2013, №3

Беседы с Магомедом Омаровичем Толбоевым - героем России, заслуженным летчиком-испытателем и космонавтом-испытателем, секретарем Совета безопасности Республики Дагестан с 1996 по 1998 год, депутатом Государственной думы первого созыва, почетным Президентом Московского авиационного салона МАКС, кандидатом технических и исторических наук, и Зурабом Тамерлановичем Гаджиевым, кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, ведет корреспондент Мария Калинина.



Магомед Толбоев

М. К.: В Советском Союзе дружбу народов - хорошо ли, плохо ли - культивировали, сейчас мы живем без идеологии межнациональных отношений, и этот идеологический вакуум заполняется нетерпимостью и экстремизмом. В чем, по-вашему, внутренние причины и механизмы тотального изменения общества?

М. Т.: Причин очень много, но одна из основных - отсутствие патриотического воспитания. Как было при Советском Союзе? В детском саду дети стучали в барабан, разучивали патриотические песни. Потом в школе были октябрята. Все обставлялось очень празднично: значки, поздравления, гимн, флаги, стихи… Следующий этап патриотического воспитания - прием в пионеры. Сначала принимали самых лучших, отличников, и все им завидовали. Вспо-мните, какое это незабываемое событие: торжественная клятва, красные галстуки, речевки, песни. Дальше комсомол, собрания, поездки на целину. Это было не просто совместное времяпрепровождение, это были ячейки, объединявшие и воспитывавшие детей как будущих сограждан.

А сейчас что есть у детей? Компьютерные игры, “тыкалки”, как я их называю, Интернет, всевозможные чаты. Они растут индивидуалистами, их удел - одиночество. У детей отняли праздник. Конечно, есть развлечения, аттракционы, игровые автоматы, но это больше надо родителям, чтобы заняться своими делами, а для детской души - ничего. Нет объединяющей идеи, объединяющих ритуалов.

Поэтому я считаю, что в настоящее время одной из насущнейших задач является воспитание патриотизма. Нельзя сказать, что сейчас совсем ничего не делается в этом направлении: проведут в школе день национальной культуры - устроят концерт или костюмированное представление, приготовят хинкали или пахлаву… Все это замечательно. Но это единичное событие, провели мероприятие раз в год, отчитались и забыли, а нужна стройная, продуманная система воспитания.

Задача - пробудить у ребенка чувство любви к родине, гордость за землю, на которой живешь, за ее достижения. Нужно обязательно изучать историю, и не следует откладывать это до школы: мол, там есть учителя, им за это зарплату платят, пусть они и учат. Это абсолютно неверный подход. Если не дать малышу первоначальных представлений об истории нашей Родины, ее культуре, традициях, обрядах, то в школе будет уже поздно. Именно на самом раннем этапе надо прививать детям чувство глубокого уважения к символам страны - гербу, гимну, флагу - и к нравственным ценностям. Пусть это будет на самом примитивном уровне, через сказки, пословицы, поговорки, но дети будут усваивать представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии.

Все это надо продолжать и в школе - рассказывать о наших предках, о семейных традициях, о выдающихся людях, о героях. Причем не только на уроках, но и по радио, телевидению, в журналах.

У меня в детстве были кумиры - Гагарин, Циолковский, Жуковский, чуть позже Чкалов, Ляпидевский. Я гордился тем, что я - их соотечественник, сам мечтал совершить нечто такое, чтобы и мной моя страна гордилась. А сейчас что? Большинство мальчишек даже не знают этих имен. Дети уже не стремятся к идеалам.

Дальше - каникулы. Это вообще отдельная тема. Чем занимаются дети, когда они не в школе, никому неизвестно - родители допоздна на работе. А нужно, чтобы ребята постоянно ощущали себя в центре внимания взрослых, чтобы была непрерывная череда событий: спартакиады, эстафеты, КВН, конкурсы, всевозможные поездки - из Москвы едут в Махачкалу, из Нальчика - в Питер, из Казани - в Пятигорск. Дети должны познавать мир не через экран компьютера, а через общение со сверстниками и живые впечатления.

Полный текст бесед

Кавказ, Дагестан, Россия, Магомед Толбоев

Previous post Next post
Up