Карты ЮФО-СКФО, часть 6: трухмены

May 16, 2021 12:22


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Трухмены, они же ставропольские туркмены, являются довольно небольшим народом на Кавказе. Вопрос его обособленности от остальных туркмен является довольно долго дискуссионным, как и близких к нему игдыр. По моему мнению оснований для признания их как отдельного народа достаточно, но обо всём по порядку. Как это выглядит:



Трухмены пришли на юг России в 17 веке вместе с калмыками. При этом отношения с калмыками всегда были достаточно напряжёнными и в конце 17 - начале 18 века трухмены стали переходить на оседлый образ жизни. Собственно, сегодня проглядывается три места значительного присутствия трухмен:



  1. Север Ставропольского края. Это их основная этническая территория. По переписи все туркмены считаются вместе, и если на 2010 год всего насчитано чуть менее 37 тысяч туркмен, 15 тысяч из них приходится на ставропольских. А из них чуть более 7 тысяч - на севере края. Вроде как для них был создан специальный Туркменский район, а вроде и нет, об этом позднее.
  2. Восток Ставропольского края. Абсолютно такие же трухмены. Здесь их чуть более 5 тысяч, что не на много меньше, чем на севере, может даже показаться что там они более компактные, но в самом тёмном сельском поселении их чуть больше 2 тысяч, а в остальных окрашенных территориях и в самом Нефтекумске от 400 до 1000 человек.
  3. Астраханская область, Фунтовский и Яксатовский сельсоветы. Не смотря на низкую долю в сельсоветах, в самом Фунтовском сельсовете есть посёлок Кирпичного завода №1, который в три раза больше центра и населён преимущественно русскими. А вот центр, Фунтово-1 и его спутник, Фунтово-2 (с населением 1000 и 500 человека) - преимущественно туркменские сёла. Это туркмены Атала или туркмены-игдыры. Названы они уже в честь меньшего чем то же Фунтово-1 села Атал (просто там их самая бОльшая доля - 81%) Яксатовского сельсовета. Их примерно 2,3 тысячи на всю область.




Трухменские девушки Ставрополья

Собственно, почему у меня возникает вопрос к Туркменскому району, так это потому, что его территория мне кажется весьма странной и не продуманной. Для наглядности, я его выделю:



Чёрным отметил его границы, синие территории - те, где трухмен нет. Зачем делать территорию именно такой? Когда она куда логичнее могла бы выглядеть вот так:



Всего 1 сельское поселение без трухмен, соединяющее их северо-западное присутствие. Совсем бледную северную территорию можно даже убрать, там их совсем мало. Почему так не сделать - не понятно, но что точно известно - район упраздняли в 1956 году, а восстановили уже в новых границах. Найти старые границы я не смог, может кто поможет, интересно, какие они были.

Это была внешняя кухня, теперь поговорим о внутренней. Почему я считаю, что это обособленный народ? Ну, есть несколько важных составляющих. Язык - уже другой, естественно похожий, но проблема языка-диалекта всегда в России решается на государственном уровне. Россия, как государство, такой язык не признаёт из-за явного пассивного интереса как среди самих трухмен, так и среди кого-угодно неравнодушного. В религиозном плане трухмены более светские, чем их исторические собратья. Даже антропологически, из-за многовекового присутствия на Ставропольщине и смешанных браков (прежде всего с русскими) повлияли на их визуальный облик.



Сабан-Антуста, Туркменский район. Открытие спортплощадки. Конечно, куда без пиара российской версии НСДАП

Собственно, самосознание трухмен очень не прочное и в целом они по прежнему связывают себя с Туркменистаном. У них также осталась родоплеменная связь, благодаря которой более влиятельные кланы занимают более высокое положение. Возможно некоторые даже вернулись бы в Туркмению, но для Туркмении не важно твоё происхождение, потому переехать туда чисто из-за юридических причин очень сложно - даже просто побывать это проблема, лишь единицы трухмен были в Туркмении.

Возвращаясь к языку. Языком владеет большинство трухмен, на сколько они владеют литературным туркменским или своим диалектом - неизвестно. Однако изучение происходит в основном от личной инициативы - на всю Россию приходится лишь одна школа в Туркменском районе, в 90-ые было восемь. Сам язык претерпел изменения преимущественно благодаря ногайскому влиянию. В меньшей степени безусловно повлиял и русский язык. На астраханских туркмен также оказывало небольшое влияние татар, но различия с трухменским ставропольским возникают лишь в фонетическом составе слов и некоторые расхождения в лексике, но они не значительны. Однако в культурном плане трухмены очень слабые, какой-то свой эпос и традиции они особо не развили, если не брать в счёт национальную одежду, которая в большей степени близка к традиционным костюмам Кавказа. говоря о их сохранности, они в безопасности, число туркмен растёт как и по России в целом, так и в Ставропольском крае.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

ЮФО-СКФО, Трухмены, Этнические карты, Россия, Туркмены

Previous post Next post
Up