Этнические карты Киргизской АССР 1926, часть 2: остальные этносы

Jan 06, 2024 12:00


Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Административная карта Киргизской АССР, для ориентирования.



Продолжая цикл, посмотрим уже на остальные этносы Киргизской АССР на 1926 год. Этносы подобраны те же, что и по переписи 1939 года вне зависимости от степени их представленности.



Начнём с украинцев. У них, благодаря более конкретной и размежёванной системы, расселение выглядит более чем конкретно. Это более четверти населения Фрунзенского кантона, где жило более половины всех украинцев Киргизии. Общая же доля украинцев во всей Киргизии - чуть более 6%.

Помимо этого, украинцы широко представлены в Каракольском кантоне. Также в Таласском кантоне, где их было больше, чем русских в два раза и они были вторым этносом кантона соответственно. Украинцы тогда превалирующе жили на селе, доля городского населения среди них не превышала 6%.



Следующими по численности идут кашгарцы. Кашгарцы на сегодняшний день - составная часть уйгуров, но на тот момент в переписи они шли отдельно. Почти половина кашгарцев жила в Ошском кантоне, что видно, они и сегодня составляют близкую долю в находящемся на этом месте Кара-Суукском районе. Менее заметно то, что треть их жила во Фрунзенском кантоне, в основном во Фрунзе и Токмаке. Также, кашгарцы были заметны и в других центрах кантонов - Нарыне и Караколе. Сам же этнос составлял менее 1% населения Кыргызстана.

А вот в показателях соотношения городского и сельского населения, кашгарцы шли вторыми после узбеков. 46% кашгарцев - горожане. Это в целом и понятно по предшествовавшей информации.



Следующими на очереди идут дунгане. Они, как и кашгарцы, вообще появились на этих землях лишь во второй половине 19 века, после провала антикитайского восстания в Синьцзяне. Две трети дунган на момент переписи жило во Фрунзенском кантоне чуть западнее от Фрунзе. Помимо этого, есть и небольшая доля в Каракольском кантоне, где на территории Джети-Огузского района они заметны и сегодня.

Дунгане также были одним из этносов с довольно высокой долей городского населения - 37%, почти как у русских. Заметные общины помимо Фрунзе были в Токмаке и Караколе.



Татар на 1926 год было совсем мало, доля от общего населения - менее 0,5%, но для сравнения с 1939 годом решил отобразить. Не смотря на визуальную скудность, основное место расселения татар на тот момент - центры кантонов, где почти в каждом была их заметная община.

Это привело к тому, что татары на тот момент - самый городской этнос Кыргызстана, почти 2/3 населения жило в городах и это единственный этнос, у которого этот показатель вообще перешагнул половину.



Следующими шли немцы, которых меньше, но которые более заметны. Ещё более не достигая 0,5% от общего населения, они преодолели 30%-ый порог в Таласском кантоне (опять же за счёт системы нацразмежевания). В данной единице находился Ленинполь и другие сёла, основанные переселенцами из Волги.

Там и жила их большая часть, оставляя немцев сельским этносом. Доля городского населения была лишь 12%.



Последними из раннее обозреваемых остались таджики. Но в сравнении с 1939 годом (т.к. я постоянно на него акцентируюсь, вот здесь можно сразу перейти и посмотреть, если не видели), таджиков совершенно не видно на юге (тот же Молотовабад (на 1926 год - Учкурган)). Не знаю, связано ли это с какими либо территориальными обменами между УзССР и РСФСР. На территории нынешнего Ала-Букинского района, где зафиксированы таджики на 1926 год, они и сейчас заметны.

Таджики, кто бы мог подумать, хоть и имели небольшую долю городского населения, чуть более 6%, это всё ещё больше в 6 раз, чем у киргизов и чуть больше, чем у украинцев. Это забавно.



Но что было для меня большим открытием - сарт-калмыки. Признаюсь, о их существовании я узнал не намного раньше, чем начал писать эту статью. А народ этот действительно интересный. Кто такие сарт-калмыки? Это один из этносов монгольской семьи, предки которого проживали в Джунгарии, пока не переселились на юг России и не закрепились на территории современной Калмыкии. То что уехали не все можно понять, но что кто-то сохранил свою идентичность (и сохранил до сегодняшнего дня) - это интересно. Собственно, некоторые их относят к составной части калмыцкого этноса.

Как я понимаю, в последующих переписи 1939 года сарт-калмыки фигурируют как часть киргизского этноса, т.к. культурно с ними очень сблизились. При этом, утратив память о родном языке, они перешли не на киргизский, а на русский, попутно изучая киргизский лишь сегодня, когда это обязательно. После же, в 1959 году их стали фиксировать как калмыков, что сохранилось и на сегодняшний день.

Вернёмся к 1926 году. Тогда их было с четверть от процента, но жили они очень компактно, 90% в одной волости. На сегодня, если верить Википедии, у них до сих пор сохранились свои сёла - Черик, Кереге-Таш и Сарыкамыш. Доля городского населения у них 2% (целых 50 человек), что всё ещё в два раза больше чем у киргизов.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, Дмитрия Щербакова, mAKSImа, Алексея Губарева и kakomizliа за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Дунгане, Этнические карты, 1926, КиргССР, Немцы, Украинцы, Татары, Калмыки, Таджики, Сарт-калмыки

Previous post Next post
Up