Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на
Бусти за две недели до выхода новой работы.
Административная карта Казакской АССР, для ориентирования.
Ну вот и заключительная часть по этнографии Казахстана на 1926 год. Здесь мы рассмотрим этносы, значительно присутствовавшие в Казахстане на момент переписи. За вычетом рассмотренных раннее русских, казахов, украинцев и узбеков, это менее 7% населения, что не очень много.
К тому же учитывая тот момент, что на 1926 год в казахскую автономию входила Каракалпакия, а сами каракалпаки по итогу составляли почти 2% населения Казахстана. Все 116 тысяч каракалпаков жило в отведённой Каракалпакской автономной области и тысяча каракалпаков оказалась в Букеевском уезде Уральской губернии. Откуда там эта тысяча - понятия не имею. Более 80% каракалпаков и вовсе жили в одной из четырёх единиц области - Чимбайском округе.
Сама же автономная область, как видно, расселена т. н. титульным этносом неравномерно, почти все живут на западе. На востоке же нашлась одна единица с большинством каракалпаков, которая и называлась Каракалпакской волостью, в Турткульском округе. Каракалпаки оттуда никуда не делись и по сей день составляют существенную долю в Тандынском районе.
Являлась ли данная волость ориентиром на растягивание автономии до таких масштабов - не знаю. Но в конечном итоге, в 1936 году автономия была передана в УзССР, увеличив республику в два раза, а в 1943 году границы были пересмотрены, сократив вполовину границы уже самой автономии.
Т. к. на 1939 год пересмотр территорий был произведён и обзора каракалпаков не было, немного остановлюсь на этом здесь. Последовавшая динамика этносостава автономии наводит на определённые вопросы. Да, к 1939 году особых изменений не произошло, но к 1959 году не только доля, но и численность каракалпаков снизилась, казахов немного увеличилась, а у узбеков - увеличилась почти на треть. Уже после, рост был соразмерный у всех, но смешанный регион с весьма относительным каракалпакским большинством стал иметь узбекское большинство к распаду СССР. Как обстоит ситуация сегодня мы не знаем, у Узбекистана всё очень плохо как с переписями, так и с открытостью статистических данных. Но предполагаю ,что динамика роста узбекской доле в независимом Узбекистане там усилилась.
Не считая каракалпаков, пятыми в Казахстане шли татары, более одного процента и чуть более 80 тысяч. Благодаря тому, что города и ПГТ того времени мало где отличались численностью от обыкновенных сёл и разница была скорее в экономике населённого пункта, хорошо видно, как татары были представлены в городской местности. Как я подмечал в титульной статье, в Копале татары составляют 35% и относительное большинство. Татары очень хорошо были представлены в городской местности, такая же доля была в Джамбейте, в Лепсинске, Темире и Тургае более 20%, около 15% в нынешних региональных центрах Петропавловске и Семипалатинске.
Географически же наиболее выделяется сельская местность Уральской губернии. Но отсюда и из городской местности татар просто численно снесли приезжавшие русские и казахи. По итогу, самым прочным оказалось присутствие татар под Петропавловском и Семипалатинском, где они до сих пор сохраняют похожие доли в населении. Широкое представление татар на территории всего смешанного казахстанского севера появится парой десятилетий позднее.
Немцы идут не шестыми, а седьмыми, но о шестых позднее. Немцев на 1926 год было чуть более 50 тысяч или 0,8%. Нет ещё депортаций военного времени или даже той сравнительно небольшой депортации немцев с запада УССР 1936 года. Немцы хорошо представлены на севере в местах компактного проживания русских и украинцев. Но как и у татар, у немцев есть место их относительного большинства - Богарская волость Ташказинского уезда Сыр-Дарьинской губернии, где немцы перешагнули 40%.
Не как у татар у немцев было расселение, на тот момент в городах их не было практически совсем. По 20-30 процентов было в ряде волостей, перечислять которые нет смысла из-за их абсолютной несопоставимостью с сегодняшней системой деления, а также отсутствием преемственности.
Следующими по численности идут, внезапно, объединённая мордва. Всего 27 тысяч и 0,4%, но больше чем у всех остальных. Половина всей мордвы жила в Кокчетавском уезде Акмолинской губернии, что собственно и хорошо видно.
Переселяться в Казахстан мордва начала во второй половине 19-го века, причём в основном это были эрзя из современных Самарской и Оренбургской областей. Уже к концу 19 века наблюдался языковой сдвиг в пользу русского, с русскими мордва жила в результате переселений. Переселение мордвы периодически происходило и в советское время, в 40-ом году переселили 560 семей, позднее мордва также участвовала в освоении целины. К 1970 году они достигли своего пика в 34 тысячи, растеряв однако своё расселение на селе, число делал приток в города. Сегодня от мордвы практически не осталось и следа, только история.
Расселение дунган мало отличается от сегодняшнего, не считая изменений в доле и числе. На 1926 год половина из 8,5 тысяч дунган жила в Каракунусской волости Чуйского района, где их было более трети. Особо ничего и не добавить, но к 1939 году их численность снизилась на целую тысячу, к 1959 году они росли соразмерно остальным, а после за каждый переписной период численность росла в полтора-два раза. Своеобразная динамика, особо больше нечего сказать.
Совсем нечего сказать про таджиков, которые как и при обзоре 1939 года, живут полностью в Верхнечирчикской волости Ташказинского уезда Сыр-Дарьинской губернии, которая позднее будет преобразована в Бостандыкский район, который затем будет включён в состав Узбекистана в 50-ых.
А вот и ещё один этнос, который не сложно было ожидать. Если я правильно понял, молдаване здесь - совсем свежие беженцы 20-ых годов от голода в Бессарабии. На 1926 год их в Казахстане всего 2 тысячи, что не помешало им пробить порог в 10% и попасть на карту. Как видно, представлены они исключительно в Актюбинской губернии. Молдавская диаспора хоть и выросла к следующей переписи вполовину, к 60-ым годам уже было более 15 тысяч молдаван, а к 1989 они даже догонят мордву, достигнув пика в 33 тысячи.
Теперь же вернёмся к численности тех самых шестых. Дело в том, что национальная политика СССР на 1926 год ещё до конца не определила, кто есть кто, кто лишь субэтнос, а кто отдельный народ. По итогу получилось так, что мы имеем таранчей (или илийцев, кульджинцев, в Википедии илийские уйгуры). Ныне это составная часть уйгурского этноса, но тогда это был народ, который был в разы больше уйгур - более 50 тысяч или 0,8%. Расселены в основном в пределах Джаркентского уезда Джетысуйской губернии.
А под уйгурами именовалась лишь часть жителей Чиликской волости Алма-Атинского уезда Джетысуйской губернии. Было их там немногим меньше, чем таранчей. На 1926 год как уйгуров насчитали чуть более 10 тысяч человек.
Помимо таранчей и уйгуров были ещё и кашгарцы. Но их было всего 8 сотней. Так или иначе, для большего понимания реального положения дел, я посчитал все 3 этноса вместе, как их принято воспринимать сегодня. Объединённых уйгур получилось более 63 тысяч или 1%.
Сложности на этом не заканчиваются. Я сильно в историю расселения этого этноса не вникал. Однако на 1939 год перепись насчитала только 35 тысяч уйгур, хотя с тогдашними темпами роста их могло быть без миграционного прироста более 80-ти тысяч вполне. Возможно, часть таранчей не прошли путь перехода в уйгуры и казахизировались. Массового исхода уйгур в то время не зафиксировал, расселение их также не менялось. Возможно, я дополню статью, если получится устранить этот информационный пробел. Пока что как-то так.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина, Дмитрия Щербакова, mAKSImа и kakomizliа за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо