Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на
Бусти за две недели до выхода новой работы.
В этот раз достаточно необычный этнос - эвенки. Эвенки занимают громадные просторы России, обладая небольшой численностью, которая к сожалению также поддаётся сомнениям. Да, даже здесь мы не можем быть уверены, что видим реальное расселение.
Т.к. расселение хоть в сколько-либо значительном виде присутствует в 3-х округах, здесь уже нет смысла рассматривать все остальные.
СФО и
ДФО уже были рассмотрены, в УФО эвенки имеют небольшую диаспору в селе Ратта Красноселькупского района ЯНАО.
Поэтому, будем смотреть на общую картину расселение эвенков и их динамику. На 2010 год в России насчитывалось чуть более 37 тысяч эвенков, что ставило их на 54 место по численности между езидами и туркменами. На эту перепись приходится и пик их численности, если не брать данные 1926 года, когда их было насчитано чуть больше, но тогда это были не эвенки и эвены, а тунгусы и ламуты, разграничение которых на тот момент нормально не было произведено.
Таким образом, рассмотрим динамику с 1939 года. Как часто у меня бывает, здесь можно выделить три этапа. Но необычные:
- падение численности. Эвенки один из немногих этносов СССР, который начал снижаться с самого его основания. Сначала прошла их корректировка с эвенами, затем их численность снижалась и дальше на протяжении нескольких десятилетий. Если в 1939 году эвенков без малого было 30 тысяч или 0,027% от общей доли в РСФСР, то постоянное снижение привело их к числу в 25 тысяч к 1970 году, но это уже было лишь 0,019%, т.к. рост численности России в отличии от эвенков шёл бурными темпами.
- стабилизация. К 1970 году падение замедлилось, а уже к 1979 году пошёл рост. Рост численности однако оказался на общесоветском уровне, потому доля значительно не возросла, при без малого 30 тысячах эвенков к 1989 году, они имели 0,020% от общей численности.
- взлёт вверх. А вот после распада СССР эвенки стали расти какими-то взрывными темпами. Особенно на 2002 год, когда они численно выросли на почти на 20%, дойдя до почти 36 тысяч, что составило уже 0,024% от населения России. К 2010 году темп упал, но рост сохранился и довёл эвенков до уже обозначенного числа в 37 тысяч или 0,026%, что привело их по доле почти к самым высоким показателям 1939 года.
Рост в послесоветские годы был очевидно неспроста. Подобные демографические изменения говорят о возможных политических и социальных преобразованиях, связанных с регионами, где проживают эвенки.
Я решил немного проанализировать региональную статистику, которая лишь подтвердила мои ожидания.
Очевидно и ярко заметен рост в Якутии (почти на 30% от 1989 к 2002 при 20%-ом общем росте), который продолжился и в 2010 году, несмотря на снижение в остальных регионах. В краях был рост к 2002 году, а затем небольшое снижение.
Что же произошло? Мой оценочный взгляд - принятие в 1999 году Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Он дал определённые преимущества ряду этносов севера. Однако статус этот не географический, а именно этнический, т.е. направлен не на местность, а на людей конкретного происхождения. Т.к. эвенки за пределами Якутии проживают в основном с русскими, которые чаще занимаются иными видами деятельности, не подходящими под данную категорию льгот, стремление русских получать данные льготы низкое. Чего не скажешь о якутах севера Якутии, которые образом жизни и сферой деятельности мало чем отличаются от эвенков.
Является ли это единственным фактором? На мой взгляд, нет. Эвенки обладают ещё одним преимуществом, круг с которыми замыкают ещё буквально некоторые этносы - система национальных административных единиц.
То, что жило в СССР преимущественно в 20-30-ых годах, получило новое дыхание после его распада, появились национальные районы. Помимо эвенков и эвенов долганы, карелы и немцы получили национальные районы. Их влияние уже не экономическое, но национально-культурное.
Помимо национальных районов, были возрождены и национальные сельсоветы, которые нашли своё применение не только в Якутии, но и Бурятии и коснулись тех же эвенков и эвенов, а также юкагир и чукчей. Причём, получение данного статуса коснулось половины ныне существующих сельсоветов уже в 1991 году, ещё половина получила этот статус впоследствии, последнее присвоение было вроде как в 2018 году. Цель примерно такая же.
Посмотрим перед этим на получившуюся картину. Нового для нас, ознакомившихся с отдельными статьями по округам (ссылки выше) практически нету, просто теперь видна общая картина. Видно, как БАМ ударил по ареалу южных эвенков. До плотного освоения ареала русскими и разделения эвенков и эвенов, вместе они занимали до трети всей территории России. Да, их мало и вся эта громадная территория, это лишь сотня деревень, расположенных далеко друг от друга. Но надо отметить, что примерно такое же количество эвенков проживает в Китае прямо под Амурской областью, и расселение у них там куда более компактное.
Теперь посмотрим на систему национальных административных единиц. Как видим, они затронули три региона: Якутию, Бурятию и Красноярский край (до объединения это был национальный регион - Эвенкийский автономный округ). Интересно, что если в Красноярском крае есть национальный статус у района, в Якутии и Бурятии и сами районы имеют статус национальных эвенкийских (не все), и сельсоветы в их составе (опять же, не все). В Бурятии статус национального эвенкийского получил район, доля эвенков в котором составляет всего 5%. Практика затронула и ареал южных эвенков Якутии, но не затронула другие регионы, где это могло бы иметь место - Хабаровский и Забайкальские края, Амурская область.
Это не могло не сыграть определённую роль на этнокультурный облик этих земель. И речь идёт не о национальном делении, а обо всём в совокупности, не без льгот. Одна из причин падения общего числа эвенков в советское время, помимо тяжёлых экономических условий, коллективизации и прочего - ассимиляционная политика в Якутии. Сегодня, эвенки Якутии практически не владеют родным языком, второй после русского у них якутский, которым владеет абсолютное большинство и для значительной части это первый язык общения. Это коснулось и в сторону перехода на русский язык в других регионах, но в Якутии произошло именно становление сначала треязычия, а потом двуязычия (уже, фактически, без эвенкийского языка).
Это имеет две стороны. С одной стороны, отличить эвенка от якута довольно затруднительно, ибо их отличие в быту и культуре сводятся к минимуму. Другая сторона - некоторый, подкреплённый данными мерами, разворот в национальном самосознании. Национальное самосознание у местного населения развито очень слабо, что делает его гибким.
Таким образом, якутам для получения льгот не составляет сверхсложного труда выбрать эвенкийскую идентичность. Динамика измененийя довольно сильная, можно хотя бы рассмотреть её между 2002 и 2010 годами
здесь на карте. Либо через таблицу.
Выделил лишь самые серьёзные моменты в изменениях численности эвенков и не только. Стоит отметить, что местами рост связан ещё и с тем, что эвенков и эвенов в переписях часто путают из-за схожести названий. Таким образом одни и другие по сути появляются там, где их быть то особо и не должно.
Почему перед этим я упоминал о национальных административных единицах? Потому что на вопрос, является ли смена идентичности следствием лишь появления льгот, лично мой ответ снова нет. Да, всё это не разбудило эвенкийское национальное самосознание. Но мы не можем утверждать, что те же потомки смешанных браков из-за приостановки политики ассимиляции не стали воспитывать детей в эвенкийском русле. Даже сами по себе льготы, действующие несколько десятилетий, не гарантируют нам, что после их отмены мы увидим резкий разворот в национальном самосознании. К сожалению или к счастью, этот вопрос не является определяющим в жизни живущих там людей. Однако эвенки, в отличии от эвенов, расселённых по северу Якутии очень размазано, стали чувствовать себя на этнокарте более увереннее. По крайней мере, северные.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Благодарю Михаила Балабана, Ильяса Мусина,
jirzika и Дмитрия Щербакова за поддержку на бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо