Демографические изменения в России, часть 2: ЮФО-СКФО

Jul 04, 2022 22:55


Следующая часть и как обычно, юг рассматривается сразу двумя округами. Один из них считается самым «нарисованным» - СКФО, а ЮФО интересен степенью роста прежде всего своих основных городов, а также сельской территории Краснодарского края.

Об принципах деления стоило делать дисклеймер, но я решил, что просто в случае возникновения вопросов буду отсылать к основной статье по делению России.

Ещё раз отмечу, здесь произведён анализ на основании переписей 2002 и 2010, как и в предыдущей части. Это может показаться неактуальным, но  на самом деле благодаря этому виден тренд и можно делать прогнозы, т.к. никаких экономических потрясений со знаком плюс в последующий период не было, а опустение населённых пунктов в этом случае относительно минимальное, что также отобразилось и в последствии моего анализа изменения административного деления - они минимальные.



Итак, что видно в первую очередь? В сравнении с СЗФО, юг куда стабильнее, мест с радикальным падением единицы. Если в том случае радикальный рост был редкостью, тот тут его уже полно. Но самое выделяемое это цельный контраст - зелёного очень много. Пройдёмся же змейкой сверху вниз по каждому из субъектов.

Волгоградская область выглядит как самая слабая. Оно и не удивительно, ведь как много говорилось о Волгограде как городе, который расширяли до непонятных размеров, лишь бы сохранить его статус города-миллионника (по оценкам, численность города продолжает сокращаться и после 2010 года, и вполне возможно, что город снова нуждается в искусственной поддержке), при этом город-спутник Волжский уже в межпереписной период немного подрос, а по оценкам на сегодня - продолжает расти. Видно, что растёт и пригород данной агломерации. А дальше... печаль-беда. Видно, что ещё держится Урюпинск, что комфортнее всего сельским поселениям, находящимся на Волге. И видно, что национальный элемент существенной роли не играет. В СЗФО я этот вопрос не затрагивал, поскольку финно-угорская рождаемость и ассимиляционные процессы не позволяют говорить о них и их особенностях как то отдельно, здесь же, когда по ЮФО-СКФО есть вся информация,  и можно посмотреть, где живут представители даже этногрупп, лично я ожидал хотя бы какой-то стабильности, если не рост населения. Но, увы, этого нет. Рекордсмены видны сразу, по падению это Гуселское сельское поселение Камышловского района, представленное селом Гуселка, потерявшем почти половину населения. Вообще, если верить данным Википедии, население век назад было таким, что сегодня от этого всего хочется лишь закрыть глаза. Самой растущей единицей является Царицынское сельское поселение Городищенского района, представленное также одним посёлком Царицын, название которого довольно примечательно - посёлок молодой, назывался по-разному, последнее название - Микоян, переименование в Царицын произошло в 1998 году. Не такого Царицына многие ожидали, но оно в отличии от первого по крайней мере растёт. Село, находящееся прямо в волгоградской дуге, выросло аналогично почти в два раза и продолжает расти. Не исключено, что его могли бы присоединить к Волгограду, но численность посёлка небольшая и в случае продолжения падения численности населения Волгограда - спасёт его на год-два.

Далее спускаемся в Астраханскую область, которая меня удивила. Здесь, как известно, очень много казахского сельского населения, но зная рождаемость российских сельских казахов, которая не похожа и близко на сегодняшнюю казахскую Казахстана (разве что возможно они похожи на казахов на севере Казахстана), а также не лучшее экономическое положение, я не ждал ничего хорошего. Но как оказалось, подросла Астрахань, подрос её пригород, да и в целом много где население возросло, вне зависимости от этнического положения конкретных мест. Но, чем дальше на восток и север, тем хуже.  Рекордсмены также видны сразу и они связаны. Те сельские поселения, которые на сегодня вовсе упразднены, имели и раннее ужасное состояние, жильё давно было признано аварийным, и было решено переселить население оттуда в Астрахань и пригород. Как раз Растопуловское сельское поселение Приволжского района, представленное селом Растопуловка, частично выполняло эту задачу. При этом, жители тех сельских поселений имели смешанное население с казахским большинством, но по итогу Растопуловка имеет ногайское почти абсолютное большинство, возможно в село переселили намеренно или случайно больше ногайцев, а в саму Астрахань - больше казахов и татар. Но это иная тема. Растопуловка увеличилась примерно на треть. А упало больше всего население в Степновском сельском поселении Красноярского района - более чем в 10 раз.  Не понятно, есть ли там постоянное население сегодня вообще. Но в целом, Астраханская область показала себя неплохо.

Далее попадаем в Калмыкию. Калмыкия это первый регион из списка, к реальной численности которой ввиду различных демографических показателей - есть вопросы. Но к сожалению, у меня нет никакой статистики касательно того,где проживает приписанное население. Если это Элиста, то сильно на карту это не повлияет, но если по республике в целом, это куда серьёзнее, поскольку плотность населения Калмыкии очень низкая, в одном сельском поселении зачастую находится один-два населённых пункта в несколько сотен человек. Итак, сама Элиста не выросла и никаким потенциалом не обладает, отчего не растёт и пригород. Но при этом, положение в сельской местности очень разное. Видно, что там, где основное население составляют русские, доля падает несколько сильнее, хоть и не везде. На калмыцком севере ситуация разная, но в целом стабильная, как и на смешанном юге. Но на юге живёт много кавказцев, которые при анализе Калмыкии, как оказалось, уезжают из республики, особенно чеченцы. Подробнее об этом можно почитать и посмотреть здесь, но если кратко, население как будто восполняется калмыками. Возможно именно они являются частью рисованных, что закрывает тем самым и вопросы «этнической калмыкизации» и замалчивания проблем экономической отсталости калмыцкого села, но однозначно я бы ничего не утверждал. Также видно, изменения на местах не такие радикальные. Самый большой процентный рост наблюдается в Гашун-Бургустинском сельском поселении Кетченеровского района - более чем на четверть, примерно также - в Березовском сельском поселении Яшалтинского района, там рост точно обеспечивается за счёт существенного присутствия курдов и турок-месхетинцев. Самое большое падение в Хончнурском сельском поселении Малодербетовского района, представленного одним селом Хонч Нур - почти на 40%. Это же сельское поселение самое маленькое, на сегодня там проживает менее ста человек.

Следующей идёт Ростовская область. Структурно, она очень похожа на Волгоградскую, за исключением того, что сам Ростов-на-Дону растёт. А так, также рост хорошо заметен вокруг крупных городов, довольно стабильное население по обе стороны от Дона, а сельские север и восток сильно теряют. Турки-месхетинцы не спасают Мартыновский район, как и кавказцы весь восток области. И всё же, Ростовская область выглядит намного лучше Волгоградской. Рекордсменов также легко найти. Быстрее всех растёт Ленинское сельское поселение Аксайского района (почти в половину), сёла которого прирастают к Батайску, который вместе с Аксаем в свою очередь прирастают к Ростову. Сильнее всего упало население в Никольском сельском поселении Заветинского района - почти на 40%.

Краснодарский край, первый регион с доминированием растущих сельских поселений на юге. Если Ростовская область представляет собой улучшенную Волгоградскую, то Краснодарский край идёт следующей ступенью - много городов, которые растут, растёт их пригород, растут сёла по обеим сторонам Кубани и далее, оставляя лишь не сильно теряющий в населении север и горские территории между кавказскими республиками. Также это первый субъект с общим ростом населения, с 5 миллионов в 2002 году до 5,2 миллиона к 2010 году. Сам Краснодар вырос за 8 лет не так сильно, как в последующие 12, за время которых по оценкам он возрос на четверть и стал миллионником. В нём располагается рекордный Пашковский сельский округ Карасулинского округа, выросший почти на 70%.  Где население упало сильнее я не стал выявлять, т.к. 30%-ый порог не был преодолён нигде.

Далее идёт Адыгея, которая является довольно разнообразной. Видно, что основной рост происходит рядом с Краснодаром и на этнический состав не опирается. Майкоп, как и Элиста, потенциалом развития регионального центра и пригорода не обладает и продолжает медленно терять в численности и сегодня, при более-менее комфортном чувстве пригорода. Сама республика в населении немного потеряла, как видно, в основном в центральной и южной частях. Больше всего население выросло в Старобжегокайском сельском поселении Тахтамукайского района - на три четверти, перегнав округ Краснодара по долевому росту. Падение же самое большое в ныне несуществующей единственной межселённой территорией с населением на всём юге. Но там и население было всего две сотни человек, потому в целом можно назвать Адыгею самым стабильным регионом (тут уже, в отличии от Краснодарского края, больше нет падений свыше 20%), что также будет видно в дальнейшем.

Ставропольский край представляет из себя сборную солянку с немного падающим сельским населением, но хорошо растущей Ставропольской и Кавказско-Минераловодской агломерациями. Хорошо растут Предгорный и  Георгиевский районы, серьёзные падения раскиданы по краю, но чётко прослеживается Советский район как самый теряющий. Сам Ставрополь растёт довольно динамично, хоть и не краснодарские темпы, но через 10 лет в перспективе он может пробить порог в пол миллиона человек. Не сбавляют темпы и Ессентуки, растущие как и Ставрополь по 1-2% в год. Как видно, и здесь кавказский элемент не сыграл никакого значения, запад и восток выглядят одинаково, не смотря на пёстрость и изменения, которые отображены здесь и здесь. Какими то выделяющимися рекордсменами край также похвастаться не может, поэтому идёт дальше по республикам.

Карачаево-Черкесская республика, как и все последующие, имеют очень большие проблемы с демографической оценкой населения. Называются разные цифры и проценты приписного населения, от каждого десятого, до каждого четвёртого жителя в каждой из республик, не считая вайнахских, где уровень приписок варьируется от трети до половины. Я всё же рассматриваю межпереписную ситуацию, потому обозреваю именно изменения в этот период, сами же приписки, как считается, появились уже к 2002 году. Итак, первое, что выделяется в КЧР, это то, что самым растущим и самым убывающим районами, являются горные районы на западе, имеющие русское большинство. Сама республика прибавила в населении более чем 10%, если верить переписи. Самые же высокие показатели в Загеданском и Кызыл-Урупском сельских поселениях Урупского района. При этом население самого Загедана увеличилось в 6 раз, но это 10 и 66 человек соответственно (хотя по другим данным, население там как раз было более 100 человек, что ли нолик в моих данных потеряли, не понятно), само сельское поселение со 135 до 230 человек. Кызыл-Уруп растёт чуть поменьше и об этом написано много где, строится новая дорога, которая будет переходить через оба сельских поселения, развивается туризм. Падение же более всего зафиксировано в Майском сельском поселении Прикубанского района - чуть более 20%.

Далее идёт Кабардино-Балкарская республика. Это первый и последний субъект, где зафиксировано сильное падение центра, Нальчик без подчинённых ему сёл потерял более 12% и по состоянию на сегодня лишь стабилизировал свою численность, в отличии от меньшего соседнего Черкесска, который в межпереписной период подрос. Но опять же, это анализ данных переписей, не стоит забывать про приписки. В целом, КБР выглядит относительно ровной республикой. Вне зависимости от горной или равнинной части, живут там кабардинцы или русские, ситуация примерно одинаковая, лишь в горной части, где наиболее развит туризм и живут балкарцы, виден более интенсивный рост. Падение в долях выявлять особо не нужно, 20%-го порога нет, подросло же лучше всего подчинённое Нальчику село Адиюх - более 20%. Сама же республика в целом в численности в отличии от КЧР потеряла в населении.

Северная Осетия - Алания сразу же бросается в глаза ярким Алагирским районом, в остальном республика более-менее ровная. Просевшие сельские поселения раннее были многотысячными и то что мы видим - лишь продолжение. Расположенные там шахты, являвшиеся основным средством заработка, закрылись ещё в советское время, в основном из-за нехватки финансирования. Также в некоторых местах происходили аварии и природные катаклизмы, вынуждавшие многих переезжать в другие места. Ныне все три сельских поселения упразднили, населения там исчисляется либо десятками, либо вовсе отсутствует. Но на 2010 год самое сильное падение было в Садонском сельском поселении - на 87%, что соизмеримо с опустением в Астраханской области, но там уровень падения в Степновском сельском поселении превысил 90% и это рекорд. Возвращаясь к Осетии, рекордный рост также наблюдается в Алагирском районе, в основном из-за туристических причин. Причём оба сельских поселения также имеют в населении десятки человек, но в составе десятков посёлков, где живёт по 0-50 человек, что наталкивает на определённые сомнения. Но по цифрам, самый большой рост и это первое и сразу большое преодоление шкалы в 100% в двух местах, наибольшее - в Цейском сельском поселении, из 20 человек в 75 или 275% соответственно. Как видно далее, подобным может похвастаться и Чечня, поэтому сильно удивляться не стоит. Выйдя из гор, большой рост заметен там, где осетин нет - в ингушских сёлах Пригородного района, а также в моздокском Кизляре, где с давних времён живут кумыки. Сам Владикавказ потерял несколько тысяч человек в межпереписной период при растущих в целом сёлах. Рождаемость или приписка, вопрос больше сложный, чем риторический.

Дальше идёт Ингушетия, на которой по хорошему я вообще не хочу останавливаться, как и на Чечне. В ней по переписи 2002 года находилось огромное число беженцев из Чечни, которых непонятно как фиксировали, помножив это на фальсификации получается весьма непонятная картина, где в одних местах большое убытие, в других - прибытие. Некоторые населённые пункты, вроде Берд-Юрта, единственного села в своём сельском поселении Сунженского района, были основаны как лагерь для беженцев, но переросли в  постоянный населённый пункт с ингушским населением. Т.к. это отдельное сельское поселение, процент высчитать невозможно. По фиксированным, рекордсменом по республике и по югу в целом (и самое главное, по настоящему), является Магас, выросший в 9 раз (>900%) и скорее всего будущий рекордсмен среди существующих крупны населённых пунктов сегодняшнего дня, т.к. по оценкам между 2010 и 2022 годами он вырос ещё в 6 раз. Обратная сторона - Аки-Юртское сельское поселение Маглобекского района, упавшее почти в 4 раза, основное население - чеченцы.

Чечня является на данный переписной период настоящим адом. Вникать и рассказывать про горную местность, где сельские поселения в десять человек, становятся стольниками и более лишено всякого смысла. Учитывая упоминаемые мною в очередной раз фальсификации, реальное население в горной местности определить невозможно, да и равнинные территории вызывают много вопросов. Вероятнее всего, в данный период население действительно подросло, но везде ли и так сильно ли? Реальное падение произошло Бороздиновском сельском поселении Шелковского района ввиду этнической чистки в единственной там станице Бороздиновской (и нет, жертвами там являются ни чеченцы, ни русские). Рост же в республике я комментировать отказываюсь.

Ну и Дагестан, приписки населения в котором вызывают наибольший интерес ввиду его этнической пёстрости. Как видно, горный визуал представляет собой настоящий сад и рост как в горной, так и в равнинной местности, даже долевой, вызывает огромные споры. Из реально растущего по моему мнению - Махачкала и пригород, в т.ч. и Новострой, прибрежные города, Надтеречье и равнина за Тереком с её самостроями и другими чудесами бюрократии. Выделять что-либо здесь я также отказываюсь.



Конечно, многим без глубокого контекста не понятно, как подобные чудеса могут происходить на Кавказе, но лишь в случае первого погружения в ситуацию. По факту, разговоров о кавказской демографии в виде текста, видеоинтервью с демографами и прочим видом контента - полным полно. Я не смог бы, даже если бы захотел, нормально объяснить, почему такой рост в таких социально непригодных территориях просто невозможен и лишён смысла в комментировании. Думаю тому, кто это понимает, моё объяснение не нужно, кто не понимает - эта статья, повторюсь в который раз, о межпереписных изменениях между 2002 и 2010 годами. Остаётся просто любоваться пейзажем, который, не смотря ни на что, получился хотя бы красивой картинкой.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

ЮФО-СКФО, Россия, Этноизменения, 2002, Демография, 2010

Previous post Next post
Up