Карты ЦФО, часть 3: украинцы, татары

Jan 16, 2022 12:02


В этот раз речь пойдёт о народах номер 2 и 4 по численности. Кто второй понятно, а вот татар обгоняли на 2010 год на несколько тысяч армяне. Начнём с украинцев. Они единственные на 2010 год по округу составляли долю больше, чем 1%, а также численность в более чем пол миллиона человек.



До половины украинцев проживают в Москве и Московской области. Далее существенная численность находится в приграничных областях с Украиной, прежде всего в Белгородской и Воронежской, где исторически частично располагалась т. н. Слободская Украина. В Курской и Брянской областях украинцев также не мало, однако в долевом отношении это выражено не так ярко. При освоении юга русскими в эпоху позднего Средневековья и Нового времени, украинцы также направлялись на восток и колонизировали эти земли, а потому исторически также являются коренным населением этого региона. Фактически, переселенческая политика закончилась в первой четверти 19-го века, однако дополнительная стимуляция произошла и во время Столыпинской реформы.

Таким образом, уже к первой переписи 1897 года украинцы составляли треть населения Воронежской губернии, включавшей на тот момент существенную часть Белгородской области. Однако тогда населенные украинцами территории располагались равномерно по югу и составляли абсолютное большинство, нежели сейчас. Ничего не изменялось и к первой советской переписи 1926 года. А дальше произошло то, что произошло с украинцами Дона, Кубани и прочих клинов. Проведение особой национальной политики, индустриализация и коллективизация сельского хозяйства, усиление урбанизации, а также рост подвижности населения - эти и многие другие факторы способствовали созданию экономического и культурного единства всего населения и доля украинцев начала падать. Но как видно по итогу - не везде.



Одна из этнографических карта 19 века

Почему получилось так, что большая доля украинцев сохранилась лишь в некоторых конкретных сельских поселениях? Сложно сказать, однако самым похожим примером является Оренбуржская область, где также произошло снижение доли украинцев, однако не в таком резком повороте, как это было на Дону, Кубани или том же Алтае. Возможно, здесь существенно сыграла роль коллективизация и уровень самосознания на местах. Если созданные колхозы были с моноэтничны и с выраженным самосознанием, то существенные этноизменения могли произойти только в процессе межнациональных браков или кадровой политики, которой на той территории в существенном ключе не проводилось. Но это лишь один из вариантов.

Так или иначе, если в целом по России численность украинцев в межпереписной период 2002-2010 падала в среднем на треть, то Белгородская область является исключением. Да, доли на местах падают, но не так быстро, а в целом по области падение произошло на процент - с 3,8 на 2,8. Странно, ведь по идее этнос лучше держится там, где есть компактные места с его большинством, даже если они депрессивные, а это больше про Воронежскую область. Однако имеем, что имеем.

Возвращаясь к карте. Украинцев по долям больше всего в Россошанском, Ольховатском и Подгоренском районах Воронежской области. Самая большая доля (и, если не ошибаюсь, она самая большая по России) в Марченковском сельском поселении Ольховатского района - 68%. Самое большое село с украинским большинством - село Сергеевка одноимённого сельского поселения Подгоренского района. Там на больше чем тысячу человек чуть больше половины украинцев, чуть менее - русских. Больше тут особо выделить и нечего.



Татар в округе на 2010 год было около 265 тысяч или 0,7%. В общем типаже расселения, они в меньшем масштабе похожи на украинцев - есть пара мест существенного компактного проживания и общее (в данном случае это Рязанская и Тамбовская области) и общее минимальное расселение по всему округу.

Собственно татары Рязани выделяются в особую этноподгруппу т. н. касимовских татар, названных в честь г. Касимов. Однако в самом Касимове их практически не осталось и большая часть данных татар проживет в его пригороде, Касимовском районе. Поселились они здесь ещё в 15 веке, когда было образовано Касимовское ханство, а потому, как и украинцы, являются коренным населением. К несчастью для данной группы татар, даже в Касимовском районе не осталось сёл с их большинством. В самом Касимове осталось не мало объектов татарского культурного наследия.



Мечеть в г. Касимов. Неоднократно обновлялась, а вот минарет остался с 15 века

Что же касается остальных татарских мест в Рязанской области, то тут есть два села. Первое - село Бастаново Семушкинского сельского поселения Сасовского района. Там живут, внезапно, астраханские татары, которые сначала перебрались в Касимов, а немногим после - в Бастаново. Не смотря на то, что в некоторых летописях данные татары указывались как касимовские, сами жители себя не с ними никогда не отождествляли. Оттуда даже вышел один из председателей Совета верховных комиссаров ТАССР. Кстати, именно эти татары через несколько веков частично переселились на Ставрополье, основав ныне татаро-туркменское (а по углублённой этнике астраханско-трухменское, выходит) село Куликовы Копани и сохранив тот особый татарский диалект. Второе село Рязани хоть уже и не имеет татарского большинства, татар там до сих пор до половины - село Азеево Азеевского сельского поселения Ермишинского района. Точной даты основания и информации об основателях нет, но скорее всего это обычные татары, переселившиеся сюда также как минимум в 16 веке.



Собственно касимовские татары

Единственное сельское поселение, где татары составляют большинство, находится далеко от Рязани и Касимова, на юге Тамбовской области - Лучёвское сельское поселение Уваровского района. В нём расположено два села, собственно Луч, населённый русскими, и Энгуразово, населённое татарами. Не смотря на то, что сёла практически идентичны по численности населения, в Луче каждый четвёртый не указал национальность, что дало моноэтничному Энгуразову убедительно перевесить татарами. Село основано сравнительно позже, в конце 18 века. Переселенцы - татары мордовского одноимённого Энгуразово, которое было ещё век назад крупнее тамбовского детища, а ныне почти опустело. Т.к. мордовские татары с ничем уникальным себя не отождествляли, их переселенцы также по языку и самосознанию являются казанскими татарами.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо

Татары, ЦФО, Этнические карты, Россия, Украинцы

Previous post Next post
Up