Изначально, самоедами называли исключительно ненцев, поскольку более мелкие народы трудно было идентифицировать и обособить. Но с приходом советской власти, при которой и произошло формирование большинства этносов, находящихся в спячке, это разделение произошло. А с ним и частичная смена названия самоедов на самодийцев, как более нейтральное и не обидное, хотя во всех остальных языках они так и остались самоедами. Все они будут отображены вместе, поскольку много интересного тут рассказать особо не получится.
Начнём с вышеупомянутых ненцев. Как видно, практически все они живут на севере в двух сельских поселениях Таймыра. Главное из них - Караульское, в котором ненцы составляют абсолютное большинство во всех населённых пунктах, не считая сам Караул. Любопытно, что при этом самый большой населённый пункт - посёлок Носок, но центром стало место, где больше всё таки русских. Но доля русских там падает, а ненцев растёт. В Дудинке же столь небольшая доля обеспечивается живущими ненцами в селе Потапово, находящегося совсем рядом с Караулом, где ненцев, русских и энцев практически в равной пропорции.
С энцами, как видно, всё скучно и печально. Их осталось всего две сотни, одна из которых живёт в том самом селе Потапово. Другая сотня разбита по другим сёлам Таймыра, где они не составляют и 10%, но составили при этом 1% в Караульском сельском поселении, что может немного обманывать неподготовленного человека.
Энцы. Или нганасаны, одежда у тех и тех выглядит примерно одинкаого
Знакомство с Россией у энцев произошло в 17 веке. Раннее они жили куда южнее, но ненцы и селькупы их оттуда вытеснили, что уже говорит об определённом культурно-языковом барьере самодийцев уже тогда.
С нганасанами ситуация не намного лучше. Их больше, почти восемь сотен, но у них также нет ни одного своего населённого пункта. Они живут в Дудинке в основном в двух посёлках вместе с долганами - в Волочанке их практически поровну, в Усть-Авааме уже куда меньше. В Хатангском сельском поселении процент обеспечен небольшой диаспорой в посёлке Новая.
Захоронение у нганасан. Жутковато
С нганасанами Россия познакомилась примерно в то же время, что и с энцами, но нганасаны были гонимы ещё образовывавшимся на тот момент этносом долган.
С селькупами интереснее всего. Они, как и ненцы, имеют своё сельское поселение - Иванкийское, Колпашевский район. Но это лишь одно село Иванкино в сотню человек, при этом оно оторвано от остальных мест компактного проживания селькупов и красиво располагается прямо в центре Томской области. Сегодня как отдельное сельское поселение уже не существует.
Национальный флаг селькупов
В другом районе на севере области - Каргасокском - селькупов куда больше, но их присутствие размыто и нигде не выделяется, населённых пунктов с их большинством нет, со значительным - сёла Наунак, Напас лавандос и Молодёжный.
Иванкино
В Красноярском крае видно расположение на межселённой территории, где живут также русские и кеты. Селькупы имеют относительное большинство в селе Фартово (при том, что на три сотни, их там одна, ещё одна просто не указала национальность, пол сотни русских и остальные), а также абсолютное большинство в посёлке Янов Стан, но там всего проживает 20 человек.
А вот так выглядят они все вместе. По сути, пересечение идёт только в Дудинке, где они стали составлять больший процент. В остальном же, всё довольно оторвано, но так это основной ареал лишь для маленьких народов, для селькупов и ненцев основное место проживания
находится западнее.
Сойоты считаются самодийцами, прошедшими несколько волн ассимиляций и сформировавшихся в особый этнос. Изначально этнос с самодийским языком подвергся влиянию тюрок, в результате чего сойотами полностью перенялся их язык со своим особым наречием. А после, уже как тюркоязычное племя, они подверглись влиянию бурят, переняв язык уже у них. В результате если первый сойотский язык вымер безвозвратно, то на тюркском сойотском вроде как есть ещё говорящие, но в целом подавляющее большинство говорят на бурятском. Сама перепись их также относит к их родственникам вместе с другими монголами, однако лишь в российское время они стали считаться отдельно, до этого - в составе бурят.
Сойотские девушки. Как видно, одежда также больше монгольского типа, чем тюркского
Сегодня они исключительно живут в Окинском районе Бурятии. Не понятно до конца, являются ли те, кто называет себя там бурятами именно ими, а не указывают себя таковыми по старой памяти советских переписей.
Герб Окинского района
По культурному положению народов можно сказать обобщённо, что они сохраняют довольно традиционный образ жизни, из-за чего ассимиляция проходит медленнее. Но сойотов она не задевает совсем, поскольку русских в Окинском районе нет, а буряты не обладают такими свойствами. Если говорить о языках, то у сойотов есть такая потребность, ведь только по инициативе могла открыться школа в 2005 году, где изучается сойотский (напоминаю, тюркский язык, не самодийский, вымерший очень давно) как предмет. Не знаю, даст это какой-то выхлоп или нет, увидим когда-нибудь. У языка нет своего культурного исторического опыта, поскольку даже письменность для языка появилась только в 2001 году. Нганасанский язык изучается лишь в начальных классах в Волочанке. Энецкий пытались вводить в посёлке Потапово, но малоуспешно. Селькупский преподаётся в Иванкино. Ненецкий в Караульском сельском поселении. Всё на уровне предметов, конечно же.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём
телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на
сервисе бусти.
Спасибо