Sep 15, 2010 13:45
Виталик ушел оформлять страховку. Ждать в машине - всегда скучно, я решила спуститься к набережной. Набережная в Тарусе - просто высокий берег, и крутая тропинка к лодочному причалу. У тропинки небольшая скамья. Тут открывается изумительный вид на Оку с песчаными мелями. На другом берегу, вдали, за еловым бором усадьбы, виднеется церковь. Добавьте еще осенних кружев пожухших листьев в редкой траве и тишину. Редкую для горожан тишину - с мимолетным разговором или звуком проходящей моторки.
Стоило мне удобно устроится и вкусить дым ароматной сигареты, как ко мне подсел старик. Откуда взялся - непонятно. Не было никого кругом, лодки качались пустые - рабочий день. Не умею описывать, но скажу что, вы таких по всей России видите. Зубы булатные, небритая седина на щеках, фуражка, пиджак, - все будто омоноличено, неотделимо друг от друга и от старика тоже. Главная изюминка - конечно разговор. Не объяснить мне как они говорят. Не то что какой-то акцент, а нечто неуловимое, что рушит всю стройность и правильность речи, превращает ее в обрывки фраз с долгими вздохами и повторениями: «дааа.. так-то вот… тяжело оно конечно… так-то…» При этом задумаются, разглядывая свои узловатые руки, а потом вдруг спросят о чем-нибудь неожиданно личном, дотрагиваясь до вашего локтя и в ответ на ваше недовольное бурканье, опять затянут « даа…тяжело оно конечно…»
- Можно я к Вам подсяду.. тут просто место такое..оно одно..
-…
-Нет других..даа… Я Тарусу открыл для себя давно. 40 лет назад. Приехал как, так и остался. Два года работал . Дааа… вспомнишь… в Москве учился. В Москве. Но тут считай уже местный. 40 лет. Это шутка, кому сказать. Два года надо было отработать. Вот я оркестр хотел создать свой, но никому не надо. ..тяжело оно конечно.. дааа… а вы как тут оказались? Вы из Москвы да?
-Да. Приехала по делам
-Нет, ну а тут как? Вот тут именно как?
- Жду человека
- Муж да? Пьет наверное..
-Нет
-Бьет?
-Нет
-А что же, здоровый наверное? Два метра росту?
Я уж вовсе перестала отвечать, досадуя, что так бесцеремонно и неотвратимо нарушили мне негу созерцания осенней Оки и редкую тишину. Непрерываемый моими ответами, старик и вовсе расслабился. Выпил он с утра явно не сто грамм и радовался, что нашел свободные уши. Его истории столетней давности переплетались с только что случившимися, фантазии сплетались с правдой, ложь с истиной. Истины было мало, но все-таки сквозь этот бред рисовалась история частной человеческой драмки. Вот послушайте: был он музыкант, играл на баяне и окардионе, выучился в Москве, не скажу в каком училище и попал в Тарусу по распределению на два года, да так и остался. Работал до пенсии директором местной музыкальной школы. Всю жизнь мечтал создать оркестр, не вышло. Дочерей своих тоже учил музыкальному искусству, но толку от этого было мало. Все друзья говорили, что в музыке они ничего не могут. Но желание отца, мечта его видеть своих детей музыкантами - была сильнее здравого смысла. Дочери поступали без экзаменов во все нужные музыкальные заведения по протекции друзей. Одна работает теперь в Тарусе в Доме Творчества (упустила кем), другая в Галицино - директором музыкальной школы.
- …приехала ко мне рыдает, скандал устроила -зачем меня музыкой заниматься заставлял? Всю жизнь мне загубил! Может я банкиром была бы, или врачом - а теперь я кто - никто! (…дааа.. вот так-то… был бы я банкир, так и дочь свою банковскому бы делу выучил, а ежили я музыкант, то музыке и учил…вот они как, детки-то…)
В этом месте повествования мне стало его жаль. Мечта - дочки, баян, Таруса, оркестр… - красиво. Это тебе не бентли или феррари. Жаль, как жаль, что дочки его как раз мечтают об этих самых феррари….
Я бы и дальше раздумывала бы в таком же направлении, но тут до моего слуха донеслось продолжение:
- …посмешище из меня сделал! Какой я музыкант, если у меня слуха нету?! Чему я научить могу? ...
Вот ведь как на самом деле. Трагедия-то не в загубленной мечте, а в загубленных жизнях, без самовыражения, с чужой мечтой, которая как камень на шее, тянет на дно реки - не Оки, а Несчастья.
Пора было возвращаться к машине, я распрощалась со стариком.
Виталик уже заждался меня, отругал за задержку, завел движок, и мы рванули дальше. Стал он по дороге расспрашивать, как я прогулялась. Я даже не знала с чего начать.
-Сложная штука жизнь, Виталик..
Он недоуменно на меня посмотрел, оторвав взгляд от дороги. А я только и смогла, что протянуть:
-дааа.. так-то вот… тяжело конечно …но все равно красиво!
Виталик так ничего и не понял))
документалистика,
Россия